Иллюстрация: Bridgeman / Fotodom
Поделиться:
Это был долгий эксперимент и относительно сложный. В дополнение к моему обычному «исследованию» подростков были задействованы родители, а иногда даже бабушки и дедушки. При этом использовались технические средства. В итоге мы получили некоторые результаты и сделали выводы. Излишне говорить, что все это не имеет ничего общего с «настоящей наукой», не так ли? Я больше не ученый, все мои «эксперименты» — это только интеллектуальное развлечение для всех участников (включая меня самого), повод задуматься, на что-то обратить внимание, может быть, что-то изменить.
Моя следующая «учеба» состояла из двух этапов. В обеих фазах участвовали одни и те же семьи. В конкурсе приняли участие 57 семей с подростками (должны были принять участие 65 семей, но 8 семей не дошли до финала по разным причинам). Семьи были разнообразными по своему составу: мама-папа-сын, мама-бабушка-внучка, многодетные семьи с бабушками и дедушками, тетями-дядями; подросток мог быть единственным ребенком или иметь братьев и сестер — здесь не было единства. Другое объединение произошло само собой: практически все родители или хотя бы один из них имели высшее образование (смысл этого обстоятельства станет ясен при описании второй ступени). Среди подростков в возрасте от 11 до 17 лет было 31 девочка и 26 мальчиков.
У всех была положительная мотивация, все хотели раскрыть себя, измениться к лучшему и, возможно, внести свой вклад в науку.
Первая часть эксперимента была для родителей загадкой. Мальчики пришли ко мне (я отправил некоторых из них по электронной почте), я протестировал их и согласился, что они не должны рассказывать своим родителям о теме теста или их ответах. Я резонно (некоторые родители дали обратную связь) подозреваю, что многие, особенно младшие — 11-13 лет — не выдерживали и умоляли, по крайней мере, по этому поводу. Что касается ответа — здесь, я думаю, наоборот, большинство умудрились сохранить в секрете.
Тест (а точнее опрос) был крайне примитивным. Мальчики получили лист бумаги с двадцатью заданиями, семантическим дифференциалом к каждому из них, одним вопросом и очень короткой инструкцией. Был задан вопрос: «Какие из следующих тем вы хотели бы (не хотели) обсуждать со своими родителями (выберите любую из них и ответьте по этому поводу)?» (Сразу отмечу, что 49 подростков выбрали мать и только 8 выбрали отца.) Затем на семантическом дифференциале (он варьировался от «я очень хочу» до «я не очень сильно», ноль соответствовал «мне все равно») должна была быть зафиксирована степень их желания или нежелания. Конечно, по каждому пункту отдельно. Позиции 21 и 22 были пустыми, без дифференциала. Вы могли положить туда вещи, которые ребенок действительно хотел или, наоборот, не хотел разговаривать с родителями, но которых не было в моем списке. Пункты 21 и 22 оказались ненужными, и 22 подростка оставили оба поля пустыми. Следующие семь человек заполнили только «Я не хочу» (п. 22), а 13 человек только «Я хочу» (п. 21). Обе «свободные» должности заняли всего 15 человек.
Я предложил следующие темы:
- о музыке и / или поп-музыке, певцах, музыкантах, других артистах в сфере развлечений
- оценки, уроки, работа в школе
- отношения в школе, учителя, конфликты, интриги
- Книги, литература в самом широком смысле
- про жизнь
- Животные, природа в целом
- права и обязанности подростка в семье.
- компьютеры и компьютерные игры (по структуре, разнообразию и содержанию).
- компьютеры и компьютерные игры (в контексте их влияния на здоровье, интеллектуальное развитие и школьные достижения)
- Дружба.
- любовь
- Секс
- семейная история и / или история сообщества
- наука и научные проблемы
- Интернет и социальные сети, как они работают, каковы их возможности и угрозы
- будущее (личное и общественное)
- человеческие чувства (собственные, чужие в целом)
- фильмы и телешоу
- что происходит в нашей стране
- что происходит в мире
Не думаю, что кого-то удивит, что никто из подростков не захотел говорить со своими родителями об обязанностях, оценках, подготовке к урокам и опасностях компьютерных игр. Но вот сюрприз: только двое из них (взрослый мальчик и девочка) хотели поговорить со своей семьей о человеческих чувствах. И другие? Ты не веришь Вы не ожидаете услышать что-то ценное? Вам не интересна эта тема? (Пять человек еще до начала теста, глядя на анкету, прямо спросили меня: что такое человеческие чувства?) Более того, отношение остальных респондентов не было «не хочу» (это можно рассматривать как демонстрация), но ноль («мне все равно»).
49 человек хотели бы поговорить с родителями о компьютерных играх и о том, что происходит в социальных сетях (они абсолютные фавориты, видимо, это очень важно).
По ту сторону этой пропасти, как ни странно, чуть выше «чувства» находится секс. Только четыре человека хотели поговорить об этом со своими родителями. Остальные, по-видимому, успешно где-то просвещаются.
Все девочки и пятеро мальчиков хотели поговорить со своими родителями о любви. О дружбе — 15 мальчиков и 14 девочек (в смысле дружбы, как видим, нет никакой разницы между полами).
Однако пятнадцать мальчиков очень заинтересованы в семейных научных беседах, что радует мое сердце. И всего семь девушек, что вдвое меньше.
Двадцать семь подростков хотят поговорить со своими родственниками о том, что происходит в нашей стране. Еще немного (странно, правда?) — 35 человек — хотели бы обсудить, что происходит в остальном мире.
Произошел один фатальный опрос: 15-летний мальчик дал нулевые оценки по всем пунктам (кроме в целом отрицательных дидактических) — «Мне все равно». Было два щенка — они очень хотят обо всем поговорить с родителями (будем ждать — в следующий понедельник — результатов второй части эксперимента и будем плакать по этому поводу)!
Почти две трети из них хотят говорить о фильмах, музыке, поп-музыке, об одном или обо всем сразу. Чуть менее популярна была литература, в которой приняли участие 16 подростков обоего пола, большинство из которых на удивление моложе.
Среди девочек любимы природа и животные: 32, из которых только пять мальчиков (11-14 лет) хотят об этом рассказать.
Теперь мы снова удивлены: подростки не хотят говорить с родителями о будущем. Ни своих, ни широкой публики. Только шесть респондентов отметили положительную сторону спектра. Но должны, многие из них уже выбрали или выбрали свое будущее.
История тоже, похоже, не в пользу семейной темы (ее хотят всего 11 человек). Но! Восемь человек (семь мальчиков и одна девочка) вошли в дополнительный пункт «Я хочу поговорить»: война. И расшифровали это словесно: мне нравятся книги о войне, мне нравится оружие, мне нравятся фильмы про рыцарей и т. д. Но в то же время — с дополнительным элементом. Это означает, что война для них не история, как, скажем, для моего поколения и моих детей. Все друг друга понимают?
Еще в доп. Пунктах (хочу):
- Мода и шоу-бизнес (далеко не я, я о них забыла)
- Телевизионные ток-шоу (похожие)
- о моих интересах, увлечениях (несколько разных)
Никто не хочет говорить об интересах своих родителей. У родителей нет увлечений? Детям они не интересны (и увлечениями, и самими родителями)? Детей не учат интересоваться другими, даже самыми близкими?
Больше бонусных баллов:
- Сплетница)
- Технологии, новые гаджеты (мальчики и девочки)
- готовка, работа по дому (вы улыбались? Я делаю!)
- воспитание братьев и сестер (девочек)
Лучше всего мой любимый (12 лет) хочет поговорить о том, «как сделать всех людей дружелюбными и счастливыми».
Самое странное: «о боге или богах» (правда, семья атеистическая).