Помните основные принципы взаимодействия с детьми, которые применимы в любом возрасте и составляют основу успешного общения во взрослой жизни. Ребенку будет легко установить контакт с кем-либо, если он проявит уважение к другому человеку, он сможет понять чувства другого человека и правильно выразить свои эмоции. Потому что:
- Обращаемся к ребенку точно: речь обращена к нему и сопровождается зрительным контактом, улыбкой и жестами. Внутренний посыл: «Я говорю с тобой».
- Проявите интерес к реакции и дайте понять: «Важно, что я вас слышу.
- Проявляйте уважение к мнению и чувствам другого человека, независимо от возраста, чтобы он знал вашу позицию: «Я понимаю, что вы хотите сказать / что вы чувствуете.
Есть универсальные темы для разговора любого возраста:
- Обсудите, что происходит с ребенком / между вами / вокруг ребенка;
- Читайте стихи наизусть (о природе, домашнем хозяйстве, игрушках) или просто свои любимые;
- Петь песни (есть много возможностей: играть и петь вместе или петь вместе, делая домашние дела или танцуя, делая упражнения или делая круги, гуляя или сидя друг напротив друга);
- Рассказывайте истории (используйте виммелбуки или другие книжки с картинками и придумывайте истории о своем ребенке, его семье и друзьях).
Бесплатные уроки от экспертов
Это поможет вам сделать первый шаг в создании образовательного пространства для вашего ребенка дома.
О чём говорить с ребёнком 3–4 лет
В этом возрасте круг общения ребенка расширяется, многие дети начинают ходить в детский сад, а это значит, что по дороге в садик или домой можно рассказать о том, как прошел день, что произошло, что им понравилось и что ели на обед .
Длительные прогулки не только полезны для здоровья, но и открывают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг так много нового и вдохновляющего, что вам не нужно искать темы для разговора — либо вы отвечаете «что» и « почему «вопросы или сам разговор начинается. По мере того как ваш ребенок узнает названия окружающих его предметов, важно продолжать расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «что»: не только «трава», но и «зеленая густая трава». Полезно говорить более длинными предложениями, дополняя то, что говорит ваш малыш:
- Собака.
- Да какая милая собачка бегает и виляет пушистым хвостом!
Вам будет легче решить, о чем поговорить с 3-4-летним ребенком, если вы вспомните, что дети от природы исследователи и в этом возрасте они исследуют окружающую среду всеми своими чувствами. Назовите различные ощущения и предложите ребенку описать их переживания: Что и как мы слышим, видим, чувствуем, осязаем и пробуем на вкус?
- Вы слышите щебетание этой птички?
- Какая гладкая галька и какая грубая кора у этого дерева!
Замечательно, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к своему мнению ребенок начнет делиться своими переживаниями — это обогатит его речь и сделает из него интересного собеседника.
Выбирайте книги с красочными картинками, чтобы ребенок мог их описать, а вы задавали все больше и больше вопросов, на которые можно было ответить кратко и одним словом, и тех, которые требуют развернутого ответа.
И, конечно же, это время, когда дети учатся активно изучать язык, играя с ним, как кубиками или конструктором. Они ищут закономерности в языке и его связи с окружающей их реальностью. Именно в этот период рождаются прекрасные детские неологизмы. Много примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словообразованию нужно подойти с добротой, ни в коем случае не высмеивая ребенка, и исправить, правильно перефразируя его слово или предложение. Хорошая идея — записывать то, что говорит ваш ребенок. Когда они подрастут, они будут рады смеяться над ними вместе с вами.
Чтобы помочь родителям, существует множество речевых игр для всех возрастов. Важно помнить, что общение с вами — самая важная вещь для вашего ребенка, и что он учится на этом пути.
О чём говорить с ребёнком 4–5 лет