Организация учебно-познавательной деятельности учащихся

organizaciya uchebno poznavatelnoj deyatelnosti uchashhihsya Блог

Познавательная деятельность студентов в процессе усвоения знаний имеет одну очень важную особенность: учитель руководит процессом обучения, но тем не менее обучающийся самостоятельно осваивает учебный материал, усваивая знания, уже существующие в научной среде. Воспроизведение того, что мы узнали, даже в сокращенной форме посредством умственных операций, играет важную роль в обучении.

Стадии учебно-познавательной деятельности

Есть три основных этапа обучения:

  • восприятие нового материала, усвоение теоретических знаний;
  • применение полученных знаний на практике путем выполнения упражнений и развития навыков и умений в процессе изучения нового материала;
  • Воссоздание, углубление и закрепление знаний, а также улучшение навыков и эффективности.

Учебно-познавательная деятельность — это полный цикл деятельности, направленной на получение знаний, который включает:

  • восприятие нового материала, его первичное и последующее запоминание;
  • выполнение упражнений, направленных на получение знаний и навыков;
  • повторная деятельность, чтобы углубить и укрепить понимание новых знаний.

Восприятие нового материала

Сначала опишем природу восприятия. По сути, это процесс восприятия органами чувств учащегося внешних качеств и свойств изучаемых предметов и явлений. Полученная информация обрабатывается в центральной нервной системе, что приводит к низшей форме познания — восприятию.

Репрезентация — это хранение в сознании ученика внешних образов предметов и явлений, воспринимаемых органами чувств.

Представление — низшая форма познания, поскольку не раскрывает сущности изучаемых предметов и явлений, а лишь сохраняет наиболее характерные черты. Научное познание невозможно без знания сущности предметов и явлений.

Разница между научным познанием, восприятием и репрезентацией понималась с древних времен. Об этом писал в своих трудах древнегреческий философ Аристотель. В частности, он отмечал, что научное познание отличается от восприятия тем, что объект научного познания универсален и необходим, а не случайен и индивидуален. Согласно Аристотелю, научное знание отличается от восприятия тем, что суждение, основанное на научном знании, всегда верно.

Теперь давайте посмотрим, что значит понимать под познанием.

Понять — значит понять, разобраться в каком-то явлении или объекте, уловить смысл чего-либо.

Если мы говорим о понимании с точки зрения познавательного действия, то можно дать следующее определение этому понятию.

Понимание — это мысленное понимание обстоятельств и эффектов, связанных с изучаемым явлением или объектом, понимание сути изучаемого, формулирование различных теоретических обобщений, основанных на обстоятельствах, эффектах и ​​сущности объектов и явлений.

Процесс понимания включает:

  • анализ полученной информации об особенностях и свойствах изучаемых объектов и явлений;
  • сортировка свойств и признаков, логический отбор наиболее общих и существенных для целого ряда схожих явлений или объектов
  • формулирование теоретических выводов, концепций и определений;
  • Проверка правильности сделанных выводов.

Запоминание изучаемого материала

Понимание и способность воспроизводить — это не одно и то же. Студенты нередко понимают представленный материал, когда его играет учитель или другой ученик, но не могут самостоятельно отвечать на вопросы, связанные с темой. Это потому, что недостаточно разбираться в материале. Это также требует умения сохранять факты и логические выводы, а также умения свободно и последовательно воспроизводить их.

Знать изученный материал, то есть уметь его сознательно и полно воссоздать, различать существенное и второстепенное, объяснять сущность предметов и явлений, обосновывать правильность правил и других теоретических обобщений, доказывать правильность теоретических выводов, ответить на любые вопросы, прямо или косвенно относящиеся к усвоенному материалу, разбить материал на блоки, установить взаимосвязь между усвоенным материалом и тем, что было изучено ранее, применить полученные знания на практике, составить схемы, планы, передать полученные знания

Чаще всего запоминание происходит путем возобновления изученного материала. Есть два типа повторения:

  • функциональный;
  • пассивный.

Суть функциональных повторов состоит в том, что обучающийся самостоятельно воссоздает следы ранее воспринятых наблюдений, не получая впечатлений из внешнего мира. Напротив, пассивное повторение — это восприятие информации, которая им уже была воспринята.

Эффект функционального повторения намного больше, чем эффект пассивного повторения. Одаренные дети предпочитают это на интуитивном уровне.

На практике использование функциональных повторов реализуется следующим образом:

  • материальное восприятие, например, чтение книги;
  • Повторение информации из памяти.

Есть несколько продуктивных методов повторения информации:

  • Повторять вслух или тихо;
  • Написание плана того, что мы узнали;
  • Ответы на вопросы учителя или из учебника;
  • Чтение информации в форме предложения.

Очень желательно, чтобы ребенок, прочитав отрывок из учебника, приступил к восстановлению информации описанным выше способом.

Время важно помнить. С точки зрения времени существует два типа памяти:

  • концентрированный, при котором весь объем информации запоминается сразу целиком;
  • Распределенный, который включает в себя несколько этапов в процессе изучения материала.

Концентрированная память влияет на кратковременную память. Знания, полученные в одно мгновение, быстро забываются.

Децентрализованная память использует долговременную память. Поэтому этот тип памяти предпочтительнее в процессе обучения.

Упражнение — необходимое условие эффективного запоминания. Повторение фактов, проведение практической работы и отработка навыков позволяет использовать полученную информацию и связать новый материал с имеющимися знаниями и навыками. Важность этого этапа обусловлена ​​более глубоким пониманием нового материала, развитием сообразительности, гибкости мышления, стимулированием творческих способностей.

Последний этап запоминания — это синтез и классификация материала с целью более полного усвоения знаний. Этот шаг сложен и требует много времени. Однако это этап, который обеспечивает прочное закрепление знаний и навыков.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий