Основные этапы психического развития ребенка от 0 до 18 лет

osnovnye etapy psihicheskogo razvitiya rebenka ot 0 do 18 let Блог

Занятия, которыми занимается ребенок, разнообразны: ему нравится рисовать, моделировать, конструировать, учиться читать, петь, считать, заниматься ручным трудом, помогать, играть. И каждый из них способствует его развитию. Так называемое «ведущая деятельность», доминирующая на каждом этапе. Особая важность этой деятельности проистекает из ее роли в формировании наиболее важных психических изменений, в подготовке детей к следующему возрасту и в изменении их личности. У каждого возраста есть своя ведущая деятельность.

Задача родителей — правильно за ним присматривать, чтобы обеспечить наилучшие условия и перспективы для дальнейшего гармоничного развития ребенка.

ДЕТИ (от 0 до 1 года)

  • Социальная улыбка »(то есть улыбка в социальной ситуации) может появиться в начале второго месяца жизни.
  • Вокализации: ребенок мычит, мычит, бормочет, поет в сторону взрослого, демонстрирует двигательные реакции, анимацию.
  • С 2-х месячного возраста одно из важнейших занятий для ребенка — общение с близким взрослым.
  • У ребенка интенсивно развиваются обоняние, вкус, тактильная чувствительность, слух и зрение.
  • В первый год жизни у ребенка активно развиваются мелкая и крупная моторика: в 6 месяцев ребенок может хвататься за предметы, тянуться к интересующим его игрушкам, переходить из рук в руки, поднимать голову, переворачиваться на бок и животик из-под ног. положение лежа.
  • К возрасту от 9 до 12 месяцев ползание улучшается, и ребенок может подтягиваться до положения стоя и учиться стоять с опорой. В 10 месяцев младенец может ходить, опираясь обеими руками на опору и широко раздвинув ноги, а в 12 месяцев он может ходить без опоры на небольшое расстояние.

Ведущая деятельность

Эмоциональное взаимодействие с матерью, отцом (или приемным взрослым).

Как развиваться

Особенно важно удовлетворить потребность ребенка в нежности, внимании и доброте: любви, заботе о младенце, объятиях, поцелуях, поглаживаниях, поглаживаниях, объятиях, ношении на руках, прижатии к груди, воспитании, покачивании, покачивании.

РАННИЙ РЕБЕНОК (от 1 до 3 лет)

  • Активно развивает речь, расширяет словарный запас, говорит короткими предложениями, слова могут иметь «причудливые» формы (генерировать новые слова).
  • Ребенок активно познает окружающий мир: он хочет все потрогать и почувствовать в своих руках.
  • Общение с родственниками и знакомыми взрослых эмоционально окрашено: в нем проявляется радость и открытость.
  • Ребенок стесняется незнакомцев, может долгое время не контактировать с ними, ревнует к другому ребенку.
  • Неспособный удерживать внимание в течение длительного времени, он легко отвлекается и быстро забывает, что происходит.
  • Он быстро устает.
  • Доступные игрушки: пирамидки, кубики, шары и игры, способствующие развитию мелкой моторики.

Ведущая деятельность

Управление объектом. Развивает память, внимание, речь, мышление и восприятие.

Как развиваться

Вовлечение ребенка в домашнюю работу, совместное наблюдение за природой, обучение манипулированию предметами (не использовать их по назначению).

ДЕТИ (от 3 до 6 лет)

  • В детской речи много слов: «хочу», «не хочу», «почему?», «Я» (трехлетний кризис).
  • У него много любопытства, фантазии.
  • Ребенок начинает думать в уме (соотносит действие и результат).
  • Взрослый выступает эталоном поведения в самых разных ситуациях.
  • Ограниченное понимание времени и пространства.
  • Ведущий вид деятельности — ролевые игры (модели реальности).
  • Развивает навыки построения и рисования.
  • В наличии игрушки / игры: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, пластилин / раскраски / карандаш.

Ведущая деятельность

Ролевая игра, сочетающая общение и предметную деятельность.

Как развиваться

Играет с ребенком, придумывает и участвует в ролевых играх.

ВОЗРАСТНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА (от 6 до 11 лет)

  • Интенсивное развитие интеллектуальной и вербальной сферы.
  • Развитие произвольного внимания и памяти, ориентации в окружающей среде.
  • Умение действовать по образцу, по правилам.
  • Он ищет подтверждения собственной ценности и признания со стороны взрослых и сверстников.
  • Активное обучение социальным навыкам, установление и поддержание дружеских отношений
  • Развиваются навыки самоконтроля
  • Определение ролей
  • Доступные игры: обучающие игры для планшетов, физические и электронные игры.

Ведущая деятельность

Оперативно-техническая деятельность, в основном в сфере образования

Как развиваться

Проводите время с ребенком, обучая его разным вещам, выучив алфавит, научившись писать и считать, читать, рассказывать истории. Помогите ребенку с домашним заданием и ответьте на его вопросы.

ВОЗРАСТ (от 11 до 14 лет)

  • Желание общаться со сверстниками (группировка)
  • «Нигилизм по отношению к взрослым (лидерские амбиции, отсутствие обязательств, частые конфликты: провокационное, вызывающее поведение)
  • Быстрая утомляемость
  • Эмоциональная лабильность
  • Половое созревание, повышенный интерес к противоположному полу
  • Зацикленность на внешности (тело, одежда и т. д.)
  • Эмансипация: готовность подражать взрослым (экспериментирование)
  • Они начинают формировать собственную систему убеждений и ценностей, самосознания.
  • Интересы: современные молодежные альтернативные тенденции в моде, искусстве, музыке, кино и технологиях.

Ведущая деятельность

Интимное и личное эмоциональное взаимодействие со сверстниками

Как развиваться

Дайте возможность ребенку общаться со сверстниками, организовывать праздники и прогулки, принимать участие в представлениях и играх. Проводите время за занятиями, которые вам интересны.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 14 до 17 лет)

  • Разработайте план на жизнь
  • Обретение собственной внешности, осознание собственного тела и создание собственного образа.
  • Возьмите на себя мужские или женские роли
  • Расширение круга социальных ролей и интересов
  • Сосредоточьтесь на будущем, создавая жизненные планы и перспективы
  • Самоконтроль, саморегуляция
  • Готовность обсуждать
  • Интересы: профессиональная и моральная решимость в окружающем мире.

Основные виды деятельности

Академический и профессиональный, в процессе которого формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы.

Как развивать

Обеспечить пространство для обучения, помогите им создать свои собственные жизни и профессиональные планы и нахождение средств для их реализации

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий