Занятия, которыми занимается ребенок, разнообразны: ему нравится рисовать, моделировать, конструировать, учиться читать, петь, считать, заниматься ручным трудом, помогать, играть. И каждый из них способствует его развитию. Так называемое «ведущая деятельность», доминирующая на каждом этапе. Особая важность этой деятельности проистекает из ее роли в формировании наиболее важных психических изменений, в подготовке детей к следующему возрасту и в изменении их личности. У каждого возраста есть своя ведущая деятельность.
Задача родителей — правильно за ним присматривать, чтобы обеспечить наилучшие условия и перспективы для дальнейшего гармоничного развития ребенка.
ДЕТИ (от 0 до 1 года)
- Социальная улыбка »(то есть улыбка в социальной ситуации) может появиться в начале второго месяца жизни.
- Вокализации: ребенок мычит, мычит, бормочет, поет в сторону взрослого, демонстрирует двигательные реакции, анимацию.
- С 2-х месячного возраста одно из важнейших занятий для ребенка — общение с близким взрослым.
- У ребенка интенсивно развиваются обоняние, вкус, тактильная чувствительность, слух и зрение.
- В первый год жизни у ребенка активно развиваются мелкая и крупная моторика: в 6 месяцев ребенок может хвататься за предметы, тянуться к интересующим его игрушкам, переходить из рук в руки, поднимать голову, переворачиваться на бок и животик из-под ног. положение лежа.
- К возрасту от 9 до 12 месяцев ползание улучшается, и ребенок может подтягиваться до положения стоя и учиться стоять с опорой. В 10 месяцев младенец может ходить, опираясь обеими руками на опору и широко раздвинув ноги, а в 12 месяцев он может ходить без опоры на небольшое расстояние.
Ведущая деятельность
Эмоциональное взаимодействие с матерью, отцом (или приемным взрослым).
Как развиваться
Особенно важно удовлетворить потребность ребенка в нежности, внимании и доброте: любви, заботе о младенце, объятиях, поцелуях, поглаживаниях, поглаживаниях, объятиях, ношении на руках, прижатии к груди, воспитании, покачивании, покачивании.
РАННИЙ РЕБЕНОК (от 1 до 3 лет)
- Активно развивает речь, расширяет словарный запас, говорит короткими предложениями, слова могут иметь «причудливые» формы (генерировать новые слова).
- Ребенок активно познает окружающий мир: он хочет все потрогать и почувствовать в своих руках.
- Общение с родственниками и знакомыми взрослых эмоционально окрашено: в нем проявляется радость и открытость.
- Ребенок стесняется незнакомцев, может долгое время не контактировать с ними, ревнует к другому ребенку.
- Неспособный удерживать внимание в течение длительного времени, он легко отвлекается и быстро забывает, что происходит.
- Он быстро устает.
- Доступные игрушки: пирамидки, кубики, шары и игры, способствующие развитию мелкой моторики.
Ведущая деятельность
Управление объектом. Развивает память, внимание, речь, мышление и восприятие.
Как развиваться
Вовлечение ребенка в домашнюю работу, совместное наблюдение за природой, обучение манипулированию предметами (не использовать их по назначению).
ДЕТИ (от 3 до 6 лет)
- В детской речи много слов: «хочу», «не хочу», «почему?», «Я» (трехлетний кризис).
- У него много любопытства, фантазии.
- Ребенок начинает думать в уме (соотносит действие и результат).
- Взрослый выступает эталоном поведения в самых разных ситуациях.
- Ограниченное понимание времени и пространства.
- Ведущий вид деятельности — ролевые игры (модели реальности).
- Развивает навыки построения и рисования.
- В наличии игрушки / игры: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, пластилин / раскраски / карандаш.
Ведущая деятельность
Ролевая игра, сочетающая общение и предметную деятельность.
Как развиваться
Играет с ребенком, придумывает и участвует в ролевых играх.
ВОЗРАСТНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА (от 6 до 11 лет)
- Интенсивное развитие интеллектуальной и вербальной сферы.
- Развитие произвольного внимания и памяти, ориентации в окружающей среде.
- Умение действовать по образцу, по правилам.
- Он ищет подтверждения собственной ценности и признания со стороны взрослых и сверстников.
- Активное обучение социальным навыкам, установление и поддержание дружеских отношений
- Развиваются навыки самоконтроля
- Определение ролей
- Доступные игры: обучающие игры для планшетов, физические и электронные игры.
Ведущая деятельность
Оперативно-техническая деятельность, в основном в сфере образования
Как развиваться
Проводите время с ребенком, обучая его разным вещам, выучив алфавит, научившись писать и считать, читать, рассказывать истории. Помогите ребенку с домашним заданием и ответьте на его вопросы.
ВОЗРАСТ (от 11 до 14 лет)
- Желание общаться со сверстниками (группировка)
- «Нигилизм по отношению к взрослым (лидерские амбиции, отсутствие обязательств, частые конфликты: провокационное, вызывающее поведение)
- Быстрая утомляемость
- Эмоциональная лабильность
- Половое созревание, повышенный интерес к противоположному полу
- Зацикленность на внешности (тело, одежда и т. д.)
- Эмансипация: готовность подражать взрослым (экспериментирование)
- Они начинают формировать собственную систему убеждений и ценностей, самосознания.
- Интересы: современные молодежные альтернативные тенденции в моде, искусстве, музыке, кино и технологиях.
Ведущая деятельность
Интимное и личное эмоциональное взаимодействие со сверстниками
Как развиваться
Дайте возможность ребенку общаться со сверстниками, организовывать праздники и прогулки, принимать участие в представлениях и играх. Проводите время за занятиями, которые вам интересны.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 14 до 17 лет)
- Разработайте план на жизнь
- Обретение собственной внешности, осознание собственного тела и создание собственного образа.
- Возьмите на себя мужские или женские роли
- Расширение круга социальных ролей и интересов
- Сосредоточьтесь на будущем, создавая жизненные планы и перспективы
- Самоконтроль, саморегуляция
- Готовность обсуждать
- Интересы: профессиональная и моральная решимость в окружающем мире.
Основные виды деятельности
Академический и профессиональный, в процессе которого формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы.
Как развивать
Обеспечить пространство для обучения, помогите им создать свои собственные жизни и профессиональные планы и нахождение средств для их реализации