Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целенаправленная родительская любовь — это любовь к будущему ребенка, в отличие от любви к удовлетворению собственных сиюминутных родительских чувств, стремление родителей «купить» любовь ребенка «объятиями», даянием подарков, щедрым субсидированием всего. материальные желания ребенка. Слепая иррациональная родительская любовь порождает в детях потребительство, пренебрежение работой, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Есть несколько типов плохого образования.
Пренебрежение, неконтролируемое воспитание детей — это происходит, когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют достаточно внимания своим детям. В результате дети предоставлены сами себе и проводят время в поисках развлечений, попадая под влияние «уличных» компаний.
Гиперзабота — жизнь ребенка находится под тщательным и постоянным присмотром, он все время слышит строгие приказы и многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, лишенным инициативы, боязливым, неуверенным в своих силах, неспособным защитить себя или свои интересы. Постепенно растет отвращение к тому факту, что другим разрешено «делать все». У подростков все это может закончиться бунтом против родительского доминирования: принципиально нарушают запреты, сбегают из дома. Другой тип чрезмерно опекающего воспитания — это «идолский» тип семейного воспитания. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания и просьбы исполняются безоговорочно, им восхищаются, и в результате по мере взросления он не может правильно оценить свои способности, преодолеть эгоцентризм. Его не понимают другие. Находясь под сильным влиянием этого, он винит всех, но не себя, возникает истерическое принятие характера, что доставляет человеку много беспокойства в дальнейшей жизни.
Воспитание в стиле Золушки, то есть в среде эмоционального отвержения, равнодушия и холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать не любят его или ее, и что он или она их тянет, хотя внешне может показаться, что родители внимательны и добрые к нему или к ней. Нет ничего хуже притворной доброты, — писал Л. Толстой, — притворная доброта отталкивает больше, чем открытая злоба. Ребенок чувствует себя особенно сильным, когда кого-то в семье больше любят. Такая ситуация способствует возникновению неврозов, гиперчувствительности к невзгодам или озлобленным детям.
«Строгое воспитание — ребенок сурово наказывается за малейший проступок и растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, горечь, оппортунизм и хитрость возникают на основе страха). Воспитание с повышенной моральной ответственностью — от детей учат, что они должны оправдать многие амбициозные надежды своих родителей или что они должны заботиться о своих детях сверх их сил. В результате у этих детей развиваются компульсивные страхи и постоянная тревога за себя и своих близких. «благосостояние. невротические, сложные отношения с другими.
Один из самых неприемлемых методов воспитания детей, используемых в семье, — это физическое наказание, при котором дети действуют через страх. Физическое наказание вызывает физические, психические и моральные травмы, которые в конечном итоге приводят к изменению поведения. Итак, каждый второй наказанный подросток испытывает трудности с адаптацией к группе детей, почти все эти дети теряют желание учиться.
Ученые сочли это явление особым явлением и назвали его SEND — синдром детской опасности. В разных странах в законодательстве есть положения об ответственности тех, кто знает о SOSS, но не сообщает о них.
Мальчики — самые частые жертвы физических наказаний. Как следствие, они часто сами становятся агрессивными. Они начинают получать удовольствие от унижения, избиения и запугивания других.
Причины SOSS лежат в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. Физические наказания чаще применяются в семьях с низким отцовским статусом, со старыми «поясными» традициями, с матерями, находящимися в тяжелом материальном положении и с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей и детей — когда они испытывают постоянную потребность общаться друг с другом, проявлять честность, взаимное доверие, равноправие в отношениях, когда родители способны понимать мир ребенка и его возрастные требования. Меньше приказов, команд, угроз, чтения морали и больше слушания и слушания друг друга, поиска общих решений, аргументов и наблюдений.
Достаточно хороший вариант отношений — это когда родители пытаются войти в интересы детей и разделить с ними детей, но возможны некоторые «трещины» в отношениях, если у родителей нет необходимой чуткости и такта, не так ли? не относиться к секретам детей с достаточной осторожностью, не успевать ли они за динамикой развития детей, «фальсифицировать» тон разговора.
Распространенный вариант отношений — это ситуация, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети не принимают этого, «замыкаются на себе», потому что родители не могут войти в мир ребенка без давления, навязывая свои взгляды. , критические комментарии «потому что они хотят преуспеть», без нервозности или предубеждений. И вот парадоксальное следствие безуспешных родительских усилий: «Дорогие родители, если вы меня вырастите, я сбегу из дома».
Нередко можно увидеть следующие отношения между родителями и детьми: родители слишком заняты друг другом, работой, хобби или спорят друг с другом и в результате «не имеют времени эмоционально общаться со своими детьми», что вызывает сопротивление и одиночество у детей.
Часто жизненные устремления детей могут вызывать конфликты в семье, а справедливо расстроенные родители — это одностороннее увлечение детей в ущерб их исследованиям, появлению вредных привычек к курению, алкоголю и наркотикам. Хотя родители правы, их дети обычно убеждены, что правы не родители, а то, что они лучше знают, как жить. Важно, чтобы родители обращались к мотивам своих детей, проявляя достаточное уважение к их доводам и аргументам, чтобы также убедительно раскрыть свои собственные аргументы.
Конфликты между родителями и детьми также могут возникать из-за взаимных обид. Педагогическая дезадаптация родителей, жестокие и варварские методы воспитания детей или их чрезмерное баловство могут привести к взаимному отчуждению и вражде между детьми и родителями.
Родители также должны знать типичную реакцию детей на поведенческие расстройства.
Реакция отторжения (игра, еда, контакт) возникает в ответ на внезапное изменение текущего образа жизни, например, когда «домашний ребенок» начинает ходить в детский сад, когда семья теряет любимого человека и т. д.
Реакция несогласия заключается в том, что ребенок сопротивляется попыткам заставить его делать то, что ему или ей не нравится (убегать из дома, школы и т. д.).
Реакция на преувеличенное подражание кому-либо (реальному человеку, персонажу фильма или книги) проявляется в копировании одежды, манер, речи, суждений, действий. Жалко, если кумир — это негативная тема.
Компенсаторная реакция проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается стереть или устранить все свои слабости. Таким образом, неудачи в науке компенсируются достижениями в спорте, а наука под объективным предлогом «зарабатывания денег» отодвигается на второй план. Или физически слабый мальчик, не желая уступать более сильным сверстникам, с невероятным упорством занимается боксом, чтобы доказать свое мужество, ныряет с высокого моста в реку. Особенно часто возникают конфликты между родителями и подростками. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, смена настроения, сочетание противоречивых черт и стремлений (застенчивость — игривость, независимость — нерешительность, мягкость сердца — бессердечие, зависимость от властей — борьба с ними, самоуверенность — сильная потребность в одобрении) .