Дошкольный период — это время, когда закладываются основы здоровья и хорошего физического развития. В самом общем смысле физическое развитие дошкольника — это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение его индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, тогда как качественно физическое развитие в первую очередь характеризуется значительным изменением функциональных возможностей организма в периоды и фазы его возрастного развития, выражающимся в изменениях. по индивидуальным физическим характеристикам и общему уровню физической подготовленности.
Детям дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные способности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система и улучшаются движения.
Детям в возрасте 3–4 лет характерна общая статическая неустойчивость и ограниченные динамические способности.
У детей этого возраста относительно хорошо развиты мышцы верхней части тела, плечевого пояса и сгибатели.
Дошкольники в возрасте 3–4 лет имеют высокий уровень физической активности с недостаточной координацией движений с вовлечением крупных групп мышц. В этот период наблюдается повышенная утомляемость при сохранении одной и той же позы и длительном выполнении однотипных движений.
Структура легочной ткани еще не полностью сформирована; носовые ходы, трахея и бронхи относительно узкие, что несколько затрудняет попадание воздуха в легкие; ребра слегка наклонены, диафрагма высокая, поэтому амплитуда дыхательных движений мала. Ребенок дышит неглубоко и намного чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания 30 вдохов в минуту, 5-6 лет — 25 вдохов в минуту; у взрослых — 16-18. Поверхностное дыхание у детей приводит к относительно плохой вентиляции легких и некоторому застою воздуха, в то время как растущему организму требуется повышенное снабжение тканей кислородом. По этой причине особенно важны упражнения на свежем воздухе, так как они активируют процесс газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) детей в возрасте 3-4 лет составляет 400-500 см3, а в возрасте 5-6 лет — 800-900 см3.
Активность системы кровообращения у детей дошкольного возраста хорошо адаптирована к потребностям растущего организма, и повышенное кровоснабжение тканей легко удовлетворяется. Кровеносные сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь течет по ним более свободно. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но расстояние, которое он должен пройти по сосудам, короче, а скорость кровообращения выше. Например, если пульс взрослого человека составляет 70-74 ударов в минуту, а у дошкольников — в среднем 90-100 ударов в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро стимулируется, ритм его сокращений легко нарушается, а сердечная мышца быстро устает во время упражнений. Однако после смены активности сердце малыша быстро успокаивается и восстанавливается. Поэтому во время занятий с детьми необходимо разнообразить физические нагрузки: чередовать двигательные игры с играми с небольшими физическими нагрузками и часто давать ребенку непродолжительный отдых.
В дошкольном возрасте нервная система развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этот период в головном мозге созревают нервные клетки, которые по внешнему виду и весу аналогичны мозгу взрослого человека, но сама нервная система все еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, относиться к ним очень осторожно: не давать им длительных, чрезмерных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, ведь процесс возбуждения в этом возрасте перевешивает процесс торможения.
Костеобразование у детей этого возраста неполное, хотя кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящей, что позволяет ему расти дальше; при этом кости мягкие и гибкие.
Рост мышц происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.
Однако из-за относительной слабости опорно-двигательного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительной мышечной нагрузке.
Дети дошкольного возраста еще не умеют четко двигаться при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие и падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли и бегают полной ногой. Они не могут даже поднять свое тело на небольшую высоту, поэтому пока не могут высоко прыгать, преодолевать препятствия или прыгать на одной ноге. Дошкольники этого возраста с удовольствием играют с мячом, но их движения еще недостаточно скоординированы, зрение не развито: им сложно поймать мяч. Они быстро устают от разнообразных движений, отвлекаются.
В 4,5-5 лет движения становятся более скоординированными: осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.
Сила дошкольников 5-7 лет увеличивается в два раза: у мальчиков от 25 до 52 кг, у девочек от 20,4 до 43 кг. Показатели скорости улучшаются. Время прыжка на 10 метров уменьшается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, а у девочек с 2,6 до 2,2 секунды. Также есть изменения в общей выносливости. Дистанция, которую преодолевают мальчики, увеличивается с 602,3 м до 884,3 м, а у девочек — с 454 м до 715,3 м.
У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшается раскачивание; прыгать в высоту, длину, преодолевать препятствия, владеть метанием мяча в цель; начинает развиваться зрительно-ручная координация. По сравнению с младшими детьми, у старших дошкольников более сильные и пропорциональные мышцы. Базовые движения ходьбы и бега постепенно становятся более автоматическими, улучшается координация движений, значительно возрастает способность выполнять ручную работу. Благодаря большей устойчивости тела вашему ребенку легче выполнять простые упражнения на равновесие и бег трусцой. Они становятся более выносливыми, но им приходится чаще менять исходные позиции и варьировать движения. Их действия в этом возрасте постепенно становятся более значимыми и осознанными.
Можно заметить следующую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенная моторика, более слабые мелкие мышцы и тем интенсивнее все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются прежними — есть тенденция к их увеличению. Сегодняшние дети в среднем выше ростом, физически и умственно развиты лучше, чем их сверстники 15-20 лет назад. Это явление известно в науке как «ускорение».
Но несмотря на более быстрое развитие дошкольников, как физически, так и умственно, их возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и восприимчивости к впечатлениям.
Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет комплексно подходить к гармоничному физическому развитию детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.