Иванова О. I. Студент факультета юридической психологии, Московского национального университета психологии и образования, Москва, Россия Оркид: https://orcid.org/0000-0002-2960-716x e-mail: ivanovanrki@gmail.com
Доктор Психология, Чрезвычайной профессор, кафедра юридической психологии, Московский национальный университет психологии и педагогики, Москва, Россия Оркид: https://orcid.org/0000-0003-1455-6280 E-mail: olga-bus0@yandex.ru
Период полового созревания традиционно описывается родителями и преподавателями как «сложными», «тяжелыми», «проблематичными», «неудобными». Специалисты в области возрастной психологии, заметив изменения в статусе подростка в обществе в различных исторических периодах, подчеркивают многочисленные угрозы на этот период онтогенез. К.д. Хломов по социальным угрозам современной российской молодежи находит злоупотребление психоактивными веществами, преступностью и участием в экстремистских движениях, рискованному сексуальному и аутааактивному поведению, эскапические реакциям и отказа от независимости и подросткового возраста [12, стр. 6]. Период полового созревания сложно не только для взрослых, окружающих его, но прежде всего для самого подростка. Не все дети этого возраста имеют достаточные ресурсы для безопасного ухода от детства в взрослею. И так к.В. Сыроквашина и Е.Г. Dozortseva ссылается на данные, согласно которым суицидальные мысли относительно широко распространены среди подростков. Около трети подростков почувствуют их [9, с. 9].
Молодежь использует не только ваши личные советы (стратегии поправки), но и опыт их родителей (или заменителей взрослых), чтобы уменьшить страх, получить чувство безопасности и адаптации в обществе при работе с стрессом [1]. Creeping — «… Индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией, в соответствии со своей собственной логикой, смыслом в жизни человека и ее умственные возможности» [2, с. 22]. Формирование стратегии справиться и их активное развитие происходит во время периода подросткового возраста в эмоционально значительных отношениях со сверстниками и взаимодействиями с родителями [11]. Разработка стратегий поправки с проблемами особенно драматично в случае, поднимающих внимание подростков в родительском языке. Семья часть — неполная семья с одним или несколькими детьми несовершеннолетних. Основная особенность, которая отличает неполную семью, является наличие одного родителя и несовершеннолетнего ребенка (один или несколько) [13, с. 98]. Родители SAM разводятся многими подростками как трагедия. В соответствии с мнением самих подростков, среди стрессовых жизненных событий, развод родителей занимает четвертое место после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей — отмечает М.В. Сапоровская [8, с. 66]. Исследование специфики и особенностей справиться со стрессом в условиях неполных семейных условий может позволить выявить образовательные ресурсы, которые затем могут быть использованы для предотвращения ущерба для развития подросткового возраста.
Исследования показывают, что неполная семья создает условия, которые, как правило, менее полезны для развития личности ребенка, чем полная семья. В дошкольном возрасте из-за отсутствия образовательных мер компетентных за большинство неполных семей, в основном расстройства в эмоциональной сфере ребенка [7]. В более поздний период детей от неполных семей более уязвимы для преступного поведения. Например, анализ 230 актов несовершеннолетних преступников, обучающихся в специализированных учебных заведениях в 17 субъектам Российской Федерации, датировался на 2016-2017 годы, показал, что только 26% этих подростков и молодых людей, поднятых в полных семьях [15]. Ф. Рис в своем североамериканском анализе этой проблемы, он указывает на то, что молодые люди от партий часто нарушают закон, совершает действия, вредные для здоровья и в среднем получают более низкий уровень образования. В то же время есть свидетельства того, что студенты мужского пола, чьи отцы оставили свои семьи, менее конфликтны дома, берут на себя ответственность за дом и имеют более высокую самооценку, чем их сверстники из полноценной семьи. Студенты с похожей семейной историей более конфликтны, чаще ссорятся с матерями и имеют низкую самооценку [6].
За последнее десятилетие российские психологи провели серию исследований, посвященных взаимосвязи между копинг-поведением подростков и семейными факторами. М.В. Сапоровская [8] изучала отсроченное влияние развода родителей (на 3-4 года раньше) на выбор стратегии совладания подростками из неполных и неполных семей с высокой социальной и психологической адаптацией, высокими социальными и академическими достижениями. Было обнаружено, что подростки из разведенных семей характеризуются неконструктивным решением таких проблем, как самообвинение, что, однако, не приводит к деструктивным последствиям, а составляет основу для активных действий в области социальных достижений и социальных достижений. способствует социальной адаптации. Автор отмечает, что это совладание формируется защитным механизмом интеллектуализации, который формирует понимание подростком ситуации, способствует поведению и усилению субъективного контроля над ситуацией, что дополнительно свидетельствует об отчуждении ребенка от родителей.
В исследовании В.В. Онуфриева и А.С. Константинова [4] сравнила частоту использования адаптивных, относительно адаптивных и дезадаптированных стратегий совладания с состоятельными подростками 14–16 лет и их сверстниками, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях. Оказалось, что первые подростки использовали конструктивные стратегии совладания в два раза чаще и реже неконструктивные стратегии, чем вторые подростки.
E.A. Овсянникова, Н. Ткаченко [3] рассмотрел вопрос о влиянии детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания на выбор подростками стратегий совладания. Они изучили 100 пар родитель-подросток. В результате регрессионного анализа было обнаружено, что к предикторам выбора подростками стратегий совладания относятся, в частности, гиперзащита, контроль, чрезмерные санкции, удовлетворенность подростков своими отношениями с родителями и низкое сочувствие родителей. Отсутствие поддержки влияет на выбор молодыми людьми неконструктивного метода совладания с ситуацией «избегания бегства».
Цель исследования — выявить особенности копинг-стратегий старших подростков из неполных семей и их взаимосвязь с семейным стилем воспитания. Мы выдвинули следующие гипотезы:
1. Подростки, как мальчики, так и девочки, растущие в неполных семьях, чаще используют неконструктивные стратегии выживания, чем их сверстники, растущие в неполных семьях.
2. Стиль семейного воспитания влияет на стратегии выживания старших подростков.
Исследование проводилось на базе школы № 868 г. Москвы. В выборку вошли 98 учеников 8-10 классов в возрасте от 14 до 16 лет, из которых 60 были из полных семей (30 мальчиков и 30 девочек), а 38 — из неполных семей (15 мальчиков и 23 девочки). В группу неполных семей вошли 11 студентов, в семье которых он был отчимом (смешанные семьи). Мы руководствовались утверждением Ф. Райс о том, что молодежь, воспитываемая в смешанных семьях, больше похожа на молодежь, воспитываемую одним родителем [6].
Использованы следующие методы эмпирического исследования: «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» С. Хобфалла в адаптации Н.Э. Водопьянова, Е.С. Старченкова [5]; методика «Родители оцениваются детьми» в модификации И.А. Фурманов, А.А. Аладьину анкеты «Анализ семейного воспитания» (АСВ) [10]. С помощью фирменной анкеты также были определены возраст и состав семьи, в которой проживал юноша.
Статистический пакет программного обеспечения SPSS.24 был использован для обработки статистических данных.
Сравнение стратегий на заказ и индекс их конструктивности в молодежных группах от полных и неполных семей, представленных в Таблице 1. Уровень конструктивности (CI) был рассчитан как соотношение суммы активных и просоциальных стратегий для пассивных Стратегии (избегание) и активных и агрессивных действий).Статистическая значимость различий определялась тестом Manna-Whitney.
Степень знания стратегий выживания и IR у подростков старшего возраста из неполных и неполных семей