Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

osobennosti razvitiya i sozrevaniya fiziologicheskih sistem organizma detej vtorogo goda zhizni Блог

Этот возраст называется дошкольным. Это очень важный период в жизни ребенка: он растет не так быстро, как в первый год, но его умственное и физиологическое развитие совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается на 200-250 грамм в месяц, а прирост — на 1 см. Это средние значения, которые можно использовать в качестве ориентира при взвешивании и измерении веса вашего ребенка.

Меняются и пропорции тела; в то время как голова новорожденного составляет около четверти всей длины тела, к 2 годам она постепенно сокращается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно более выносливой. Укорачиваются периоды торможения и удлиняются периоды активного бодрствования ребенка. Дети могут достаточно долго концентрироваться на одном занятии — до 10 минут. Улучшаются функции коры головного мозга и развивается память: ребенок запоминает события, произошедшие несколько часов назад. Речь быстро улучшается, а словарный запас пополняется.

Активность сердечно-сосудистой системы явно стабилизируется. Работает с меньшей нагрузкой. Пульс падает до 86-90 ударов в минуту, что близко к нормальным значениям для взрослых.

Улучшается состояние опорно-двигательного аппарата. Происходит интенсивное окостенение мягких костных тканей, хрящей. Хотя этот процесс будет длиться до тех пор, пока человек вырастет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает достаточно хорошую вертикальную устойчивость для всего тела. Продолжает укрепляться мышечно-связочный аппарат. Движения становятся более уверенными и разнообразными. Но физическая усталость все равно наступает быстро, ребенок часто меняет позу, приложив немалые усилия для длительного отдыха.

В пищеварительном тракте происходят возрастные изменения. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика, улучшается нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система работает намного лучше, чем в младенчестве. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. В результате количество мочи, выделяемой за один раз, увеличивается, а количество мочи, выделяемой за день, уменьшается до 10 раз. В младенчестве рецепторы мочевого пузыря и спинного мозга еще слабо развиты — поэтому позывы к мочеиспусканию слабые. Большинство младенцев смогут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря только к 3 годам. Поэтому не стоит упрекать ребенка в мокрых штанах.

Подобно ползанию, ходьбе и разговору, чистота — это навык, который растет с каждым ребенком. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом к двум годам, другие — только после трехлетнего возраста. Следующие признаки говорят о том, что ваш малыш готов к мытью:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим после полуденного сна;
  • ваш мочевой пузырь или кишечник опорожняются каждый день в одно и то же время (например, утром или после еды);
  • указывает на соответствующие функции тела: находит способы дать им понять, что им «есть чем заняться» (мягко, кряхтит, уходит в угол, иногда может что-то сказать, чтобы «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает отвращение при виде грязных рук, лица или отвращение к мокрым подгузникам;
  • начинает ощущать разницу между влажным и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую семейную терминологию («пописать» и т. д.);
  • Может сообщать о своих потребностях и следует простым командам;
  • Ему любопытно поведение других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную комнату).

После 1 года опорожнение кишечника обычно происходит один раз в день. Меняется структура стула: он становится более плотным, темного цвета и имеет характерный неприятный запах. Важно, чтобы у вашего ребенка не было запоров, строго соблюдая соответствующий возрасту режим питания. Если ваш ребенок склонен к запорам, проконсультируйтесь с врачом. Проверенный способ борьбы с запором — давать ребенку утром полстакана кипяченой воды комнатной температуры и одновременно поощрять его пользоваться горшком.

В возрасте от 1 до 1,5 лет ваш ребенок должен продолжать спать два раза в день. Первый сон обычно происходит после завтрака и короткой прогулки. Второй — после обеда или утром, если ребенок днем ​​не спит активно. Продолжительность дневного сна у всех младенцев разная, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Бывает, что ослабленные недоношенные дети, адаптирующиеся в детском саду (яслях), сохраняют второй сон более полутора лет. Дайте им такую ​​возможность. Когда они будут готовы, они пойдут вздремнуть. В целом процесс очень индивидуальный. В возрасте от 1 до 6 месяцев дневной сон должен иметь место только тогда, когда ребенок здоров, бодр и активен, пока его или ее не уложат спать. Если по прошествии некоторого времени он начинает проявлять признаки усталости (он становится вялым или беспокойным, он плохо ест), временно (на две-три недели) вернитесь к двух дневному сну. Ранний (до 1,5 лет) переход на однократный сон нежелателен — дети устают от долгой бдительности, становятся гиперактивными и долго не засыпают.

В возрасте от 1,5 до 2 лет младенцы спят один раз в день по 2–3 часа. Общая продолжительность сна должна быть не менее 13-14 часов.

Лучше всего вздремнуть днем ​​на открытом воздухе. Хорошо, если можно уложить ребенка спать на открытой веранде, на лоджии или в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, потому что в коляске уже плотно, а в детской кроватке или гамаке дети не могут спать, чтобы избежать искривления позвоночника.

Сон днем ​​можно устроить в помещении, но с постоянным притоком свежего воздуха. Не бойтесь открывать окна зимой и окна или балконные двери летом. Тщательно проветрите комнату перед сном и держите окно или окно слегка закрытыми на ночь. Достаточное количество кислорода в воздухе важно для полноценного сна.

Уложите малыша в постель, накинув платок на голову и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка следует накрыть тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, сложенным в конверт под ковриком. Ребенок не должен перегреваться или потеть во время сна, иначе он может распутаться и переохладиться. Подумайте о спальной одежде — просторной одежде, не стесняющей движений.

В первые два года жизни, когда ваш малыш особенно заметен в размерах (вырастает примерно на 32 см), ему необходимо много отдыхать в положении лежа на спине. В положении стоя ребенок развивается хуже.

С 1,5 лет ребенка можно класть на подушку. Он должен быть плоским, не выше 2 см, не перистым и не пушистым.

При проблемах с носоглоткой ребенку следует промыть нос Аква-Марисом перед сном, иначе слизь, стекающая по задней стенке глотки, будет скапливаться и вызывать кашель (утром или в конце дневного сна. ).

Хорошо отдохнувший ребенок одновременно просыпается, бодрый, бодрый и веселый.

Не позволяйте малышу долго лежать в постели после пробуждения: эта привычка расслабляет, снижает напряжение тела, которое уже находится в настроении просыпаться. Проснись, потянись и вставай! Вам также необходимо определенное мышление перед сном — легкие игры и легкое чтение. Затем он «переходит в сон», и ребенок легко засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ — ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте у ребенка появляется ненасытная жажда исследований и автономии («я», «я один», «я сам»).

Существует возрастное явление, такое как истерики на втором году жизни, которые сопровождают социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестные реакции и т. д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выражать потребности и желания, а также относительную социальную незрелость детей, только начинающих говорить (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между сложным контролем импульсов и когнитивными способностями детей 1-2 лет увеличивает риск случайных травм: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животных. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВК, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Примите все меры предосторожности, но не мешайте занятиям вашего ребенка. Напротив, создайте условия для правильного развития и воспитания всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, с учетом всех факторов риска.

В основе самого драгоценного секрета всех прекрасных детей лежит нежность матери. Младенцу нежность нужна не меньше, чем воздух и еда. Младенца нужно ласкать, растирать и ухаживать. Не всегда, конечно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, уделите четверть часа поцелуям и нежности.

Материал подготовил Мерзляков Г.Н., врач-невролог клиники «Призвание».

Лекции на кафедре поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий