Высшая школа культуры «Вятка»
Одна из важных задач нынешней школы — патриотическое воспитание детей, ведь это лучшие годы для воспитания в сердцах и душах патриотизма, то есть любви к Родине. Это особенность, которая делает человека достойным гражданином своей страны, полноценной личностью. Школа должна научить младших школьников гордиться своей Родиной и нацией, уважать ее великую и непростую историю, традиции и культуру нации. Именно в школе закладывается фундамент нашего будущего мировоззрения. Особенно большие задачи возлагаются на внеклассные мероприятия: организация различных выставок, конкурсов, посещения музеев, экскурсий, внеклассных мероприятий и так далее.
В настоящее время возрождение народных традиций в России стоит очень остро. Соответственно, большое значение придается фольклору. Фольклор — главное средство народной педагогики и бесценное национальное достояние. Это огромный пласт духовной культуры народа, который формировался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих веков. Фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличие от других. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.
Однако в современном мире в связи с компьютеризацией общества многие забыли о важности фольклора для воспитания и развития школьников. Поэтому часто современные дети больше интересуются чужой культурой и почти ничего не знают о культуре и жизни своих предков. Сносить преграды и объединять людей по всему миру — это здорово, но это стирает память поколения, мудрость, которую оставили нам наши предки. Когда мы забываем о культуре нации, мы забываем о своем прошлом. А как известно, не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего.
С целью диагностики уровня знания русского фольклора мы провели опрос среди детей трех начальных классов гимназии. В исследовании приняли участие 67 учеников начальной школы: 20 учеников 2б класса, 25 учеников 2с класса, 22 ученика 2г класса.
Исследование показало, что на этих занятиях существуют значительные пробелы в знаниях народной мудрости или фольклора. 91% респондентов ответили неправильно или затруднились ответить на вопрос, что такое фольклор. Большинство детей (63%) затруднились написать названия народных танцев, часть (11%) ввела неправильные ответы: чечетка, полька, калинка-залинка и только часть детей (26%) занимались правильно ответили балетные коллективы: полька, бариня, хоровод, ручей (66%). Многие дети не знают народных игр: большинство (66%) ответили на этот вопрос утвердительно, некоторые (25%) ответили неправильно, причисляя к народным играм обычные игры: спиннинг, обводку, снежок. И только некоторые дети (9%), с которыми ведутся занятия или посещают народную школу, дали правильные ответы: «Золотые ворота», «Ручай», «Ворота».
Стоит отметить, что многие дети (82%) правильно назвали народные песни, на которые чаще всего выбирали ответы: «В поле была береза» и «Калинка-Малинка». Об этом репертуаре узнали на уроках музыки. Также были такие песни, как: «Ой Блины», «Девочки пошли работать». Но некоторые дети (15%) ошибочно считают «Наш край», «Катюшу» и «Три белых коня» народными песнями. Двое детей затруднились с ответом (3%). Также все младшие школьники знают народные праздники: Масленица, Пасха, некоторые со Святой Троицей, Иван Купала, Рождество, Каледование, но есть небольшой процент детей (24%), которые ошибочно включают такие праздники, как Новый год, Победа. , Международный женский день, День матери, День знаний, День труда.
Чтобы восполнить пробелы в знаниях о русском фольклоре, выявленные в ходе опроса, для каждого класса было разработано и проведено развлекательное мероприятие после школы.
Организационный момент в каждом классе был одинаковым. Это было для знакомства и постановки цели. Мотивация и постановка целей также были одинаковыми во всех классах. На этом этапе главной задачей было заинтересовать и мотивировать студентов. С этой целью лекторы огласили результаты опроса, в котором никто не смог дать правильного определения фольклору, и сформулировали для детей следующее понятие: фольклор — это мудрость народа (народные песни, танцы, игра на инструментах, народные игры и т. д. так далее.); это память о наших предках, о нашей истории, и, как мы знаем, без прошлого нет будущего. Затем руководители предложили ненадолго вернуться в прошлое и отдохнуть, как это делали прадеды и прадеды детей.
Основная часть заключалась в анализе анкеты, обращая внимание на те аспекты, по которым класс был недостаточным. Все классы разучивали иллюстративную русскую народную песню «В саду, в огороде», которая предполагала не только механическое запоминание слов песни и танцы по кругу, но и иллюстрирование текста. Основная часть урока также охватывала такой жанр фольклора, как загадка. Сначала детей попросили решить несколько головоломок, затем объяснили смысл загадки и, наконец, попросили придумать свои варианты головоломок.
Во 2-м классе дополнительно прошли народные танцы «Коробейники», «Улица» и народные игры «Растапа», «Ручик», «Палач». В классах 2c были представлены народные танцы «Коробейники» и «Улица», а также народные игры «Рустяпа», «Ручай» и «Палач». Второклассники также изучали основы народной хореографии, народных танцев «Улица», «Прозо» и народных игр «Ручай» и «Колочко». Разнообразие было не случайным, оно было сделано с мыслью, что дети выучат как можно больше разных русских народных игр и смогут поиграть в них со своими друзьями.
Во время подведения итогов всем студентам было предложено ответить на несколько вопросов:
- Что такое фольклор?
- Что такое фольклор?
- Какие народные игры вы знаете?
- Какие народные танцы и песни мы разучили?
Все дети правильно сформулировали понятие фольклора и упомянули разученные игры, танцы и песни, что свидетельствует о том, что цель занятий была достигнута. Для правильных ответов детям предлагали угадайку. Они случайным образом выбирали поздравительные открытки из «коробки» и читали их вслух.
На этапе размышлений модераторы задавали детям следующие вопросы:
- Понравилось это мероприятие?
- Хотели бы вы, чтобы такие мероприятия проводились чаще?
- Что понравилось больше всего?
- Что бы вы хотели добавить?
Всем детям очень понравилось мероприятие, и они попросили приехать еще раз. Им понравились народные танцы «Улица», «Ручок», народные игры «Растяпа», «Па», «Курильщик». Ребята предложили добавить больше подвижных народных игр.
На наш взгляд, дети были активны на занятиях и с интересом выполняли предложенные задания. Народные костюмы ведущих танцев и музыка на народных инструментах (аккордеон, балалайка) помогли мотивировать и вовлечь детей в вечер. Были трудности с соблюдением порядка, так как активные игры предполагали расслабление детей, что влияло на дисциплину. Если мероприятие повторяется, могут быть привлечены взрослые помощники для организации детей и поддержания дисциплины, выполнения подготовительных работ, в том числе разучивания текстов песен и элементов народной хореографии.
Поэтому фольклор имеет большое педагогическое значение для детей. Издавна для познания себя использовались забавы, народные песни и танцы, где люди проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимопомощь и преданность другим. Но составляющими фольклора являются не только развлечение, но и обучение, воспитание, психологическая разгрузка, они имеют огромное влияние на воспитание ума, характера, воли, коммуникативных навыков ребенка.