Педагогические методики для дошкольников

В настоящее время существует множество различных методов и систем развития для дошкольного развития и обучения детей, некоторые из которых являются нестандартными. С каждым годом их становится все больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию у специалистов: есть ФГОС, есть программы, какие еще «буквенные формы» и «духовный подход к развитию свободной личности ребенка»? Спорить есть о чем. Наш эксперт, Марина Болотова — научный руководитель организации дошкольного образования — благодаря своей работе досконально ознакомилась со многими популярными и оригинальными современными методиками. Эта статья — ответ эксперта на 5 лучших альтернатив классическому подходу. Чтобы эмоции не упускали из виду главное.

Все техники, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на экологический подход: ребенок находится в специально организованной среде, чтобы максимально удовлетворить его потребности.

Монтессори-педагогика

Технология изобретена педагогом Марией Монтессори. Изначально она разработала такой подход к работе с «особенными» детьми, но потом передала его всем остальным. Основная идея такого подхода заключается в том, что каждый ребенок обладает огромным потенциалом развития, необходимо только создать условия с особой средой и не беспокоить ребенка.

Как это работает?

Создается особая среда, разделенная на пять зон. Практическая зона — развитие навыков повседневной жизни; сенсорная зона — игрушки разных форм, размеров и цветов; математическая зона — развитие навыков счета и изучение геометрических фигур и символов; языковая зона — изучение букв и слогов; космическая зона — познавая окружающий мир и загадки природы.

Занятия проходят в смешанной возрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они передают им свои навыки и не только учат их, но и еще лучше развивают собственные навыки.

Воспитатели ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам выбирает, хочет ли он играть в куклы, рисовать или прыгать и бегать. Учитель просто излагает материал, максимально раскрывая его.

Какие цели достигаются ребенком?

Учится независимости. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Они учатся уважать других. Дети работают и играют спокойно, уважая время и пространство других. Они освобождаются в особой зоне «движения». Дети также собирают свои игрушки по принципу «кто первым берет, тот играет первым».

Они изучают математику, природу и культуру. Помогает в этом работа в различных сферах.

Каким должен быть учитель?

Педагог должен уважать детей и их выбор, позволяя им играть и выбирать темп своей деятельности.

Педагог должен уметь создавать среду. Многие игрушки изготавливаются вручную из натуральных материалов.

Педагог должен уметь привлекать детей. Он представляет материалы для игр и занятий и служит образцом для групповой творческой деятельности.

Реджио-педагогика

Итальянские технологии, основанные на идеях Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что у ребенка было по крайней мере 100 языков, но 99 из них были украдены. Многие вещи в жизни ребенка происходят по настоянию взрослых, даже во время праздников. Основная предпосылка заключается в том, что окружающая среда должна соответствовать потребностям и возможностям ребенка.

Какие принципы за этим стоят?

В отдельной программе предусмотрено место для ребенка. Он может даже отступить и сделать все, что хочет.

Родитель полностью погружен в детский сад. Иногда ходит с ребенком в комнату отдыха, помогает, становится партнером.

Нет ни оценки, ни контроля — нет итоговых тестов. Регио учитель пользуется наблюдением, фиксирует достижения ребенка, но не ставит оценок.

Каких целей достигает ребенок?

Учится партнерству. Дети учатся работать в группах, благодаря чему они учатся договариваться, сотрудничать, привыкают к тому, что они «не одни».

Они узнают о культуре. Занятия не ограничиваются дошкольной средой: детей водят на экскурсии, они помогают разобраться в межличностных отношениях, социальных правилах и традициях.

Они учатся свободному выбору. Ребенок выбирает темп занятий и материалы, с которыми он играет.

Каким должен быть учитель?

Учитель должен соблюдать шесть правил:

Уважайте ребенка и смотрите ему в глаза.

Объясняйте правила и задавайте вопросы. Только так, а не наоборот.

Не «неправильно», а «иначе».

Предложите выбор и не торопитесь.

Учитесь в любой ситуации.

Воображение важнее чтения.

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой среду развития из различных зон и элементов, связанных одним сказочным сюжетом.

Какие принципы за этим стоят?

Он основан на трех принципах: интерес, обучение и творчество. Он развивает познавательные и исследовательские навыки.

Игры разработаны с учетом интересов детей. Каждую из них могут использовать дети от 2 до 7 лет, детям младшего возраста задания проще.

Фиолетовый лес спроектирован как образовательная среда с несколькими зонами, в которых ребенок удовлетворяет определенные потребности.

Какие цели достигаются ребенком?

Основные цели методики — познание нового, развитие способности наблюдать, развитие уверенности в себе, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного и логического мышления.

Каким должен быть учитель?

Воспитатель должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.

Учитель должен вовлечь детей в игру и найти время, чтобы ознакомиться с правилами игры.

Учитель не судит ход игры. У каждого возраста свой уровень; если у вас ничего не получилось, можете перейти к более легкому.

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал подход, ориентированный на практику. Дьюи считал, что дошкольник должен быть вовлечен в игру и работу, что дает ему необходимый жизненный опыт.

Какие правила работы?

Все, что происходит с вашим ребенком, должно быть ориентировано на практику. Мозг нельзя перегружать лишними знаниями, его нужно научить работать своими руками и применять полученные знания и навыки в других ситуациях.

Обучение должно быть направлено на получение опыта, который может получить только сам ребенок. Мышление — это просто инструмент решения проблем. Ребенок познает окружающий мир и, наконец, хочет изучить и испытать соответствующие навыки.

География и история важны для дополнения профессиональных навыков. География помогает познать окружающий мир, история помогает познать мир и культуру людей.

Каких целей достигает ребенок?

Он набирается жизненного опыта. Ребенок учится решать задачи и развивает навыки.

Он разбирается в географии и истории. Это помогает им познавать мир, людей и их отношения.

Они учатся предпринимательству. Этому способствуют проекты, которые учитель запускает с детьми.

Каким должен быть учитель?

Должен обладать большими инструментальными способностями, например, ручным трудом. Без него он не научит детей правильным навыкам.

Он не сравнивает детей со своим другом — в технике соревнования запрещены. Ребенка сравнивают только с самим собой.

Обучает детей конструкторской деятельности. Это проекты, которые помогают детям приобретать опыт и навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственное предпринимательство.

Вальдорфская педагогика

Педагогическая технология, основанная Рудольфом Штайнером, основателем мистического движения антропософии.

Как это работает?

Каждый ребенок индивидуален. Нет понятия нормы, обгона или отставания. Нет единой программы — у каждого своя образовательная траектория. Основным педагогическим методом является метод экономии души, который развивает действия, которые ребенок может освоить без сопротивления тела.

Для создания окружающей среды используются натуральные материалы.

В вальдорфской школе нет шума, царит атмосфера творчества и взаимного общения. Нет тестов, отчетов, звонков, тетрадей, оценок.

Учебный материал изучается за 3-4 недели, что позволяет ребенку привыкнуть к нему.

Учебный материал соответствует возрасту, например, рыцарство обсуждается в подростковом возрасте.Учитывается гендерный подход: мальчиков приучают к мужским характеристикам, а девочкам — к женским.

Какие цели достигаются ребенком?

Они учатся творчеству и свободе.На это и работает вся атмосфера школы.

Знакомство с углубленными методами изучения материала.Вот в чем суть обучения на протяжении веков.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий