Периодизация психического развития ребенка

periodizaciya psihicheskogo razvitiya rebenka Блог

В истории возрастной и детской психологии существует множество вариантов периодизации психического развития ребенка. Периодизация основывалась на различных критериях. Есть периодизации, основанные на одном внешнем критерии, но связанные с процессом умственного развития ребенка. Примером такой периодизации является периодизация Р. Заззо, основанная на этапах в системе воспитания и обучения детей. В этой периодизации выделяют следующие этапы развития:

  • — младший школьный этап (до 3-х лет), основное его содержание — воспитание в семье;
  • — дошкольный этап (от 3 до 6 лет) с упором на воспитание в семье или дошкольной среде
  • — этап начальной школы (возраст 6-12 лет), на котором основное внимание уделяется приобретению основных интеллектуальных навыков в начальной школе
  • — средняя школа (12-16 лет) с акцентом на общее образование
  • — После 16 лет, высшее или высшее образование.

Также существуют периодизации по одному внутреннему критерию, то есть по одному аспекту развития ребенка. Примером такой периодизации является Π периодизация. П. Блонского на основании физиологического признака — появления и смены зубов. В этой периодизации выделяются следующие этапы;

  • — Беззубое детство — до прорезывания всех молочных зубов (от 8 месяцев до 2-2,5 лет);
  • — Прорезывание зубов — в детстве — до начала прорезывания зубов (примерно до 6,5 лет);
  • — Постоянный прикус — до появления третьих задних моляров (зубов мудрости).

Периодизация разрабатывалась по нескольким основным особенностям развития, т.е. по сложным возрастным критериям: периодизация Л.С. Выготский, Д. Эльконин, В. Слободчиков и др.

Л. С. Выготский считал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, что связано с изменением и построением его личности. Этот переход происходит через возрастные кризисы, причиной которых являются противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Переходу в следующий возрастной период предшествует появление неудовлетворенности местом ребенка в обществе и желания его сменить. Периоды стабильного и кризисного развития по Л.С. Выготского представлены в таблице 1.1.

Периоды психического развития ребенка по Л.С. Выготский

Период стабильного развития

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) развил концепции Выготского о возрастном развитии и основал свою периодизацию на следующих критериях: ситуация социального развития; ведущая деятельность; формирование личности; характер течения возрастного кризиса. Он видит в ребенке целостного человека, который активно познает окружающий его мир, в том числе мир объектов и межличностных отношений. Ребенок познает окружающий мир в двух системах отношений: «ребенок — вещь» и «ребенок — взрослый». Ребенок узнает об этих системах отношений с помощью различных действий, которые делятся на две группы. В первую группу входят классы, на которых обучают нормам межличностных отношений (они в основном развивают мотивационно-потребительскую сферу ребенка). Ко второй группе относятся ведущие виды деятельности, посредством которых формируются социально развитые способы обращения с предметами (в основном они развивают интеллектуальную и познавательную сферу). Эти два направления развития — мотивационное и интеллектуально-познавательное — составляют полный процесс психического развития, но на каждом этапе возраста одно из них преимущественно развивается и доминирует (рис. 1.5).

Периодизация психического развития по Д. Эльконина:


— Развитие мотивационной и востребованной сфер;


— Развитие интеллектуальной и познавательной сферы;


— эпохи переходов (маленькие кризисы);


— переходы от периода к периоду (крупные кризисы)

Д. Эльконин классифицировал периоды и этапы развития ребенка следующим образом.

  • 1 В раннем детстве есть два этапа. Первая стадия, младенчество, начинается с криза новорожденного. В младенчестве основной деятельностью является общение со взрослым, затем в первую очередь развивается мотивационная и требовательная сфера личности. Второй этап — раннее детство. Этот этап начинается с кризиса первого года жизни; объектно-манипулятивная деятельность является ведущей, а интеллектуально-познавательная линия развития доминирует.
  • 2 этап детства. Начало этого этапа — трехлетний кризис, открывающий начало дошкольного возраста. На этом этапе ведущей деятельностью является игровая деятельность и развитие мотивационно-востребованной сферы личности. Второй этап начинается с кризиса в возрасте шести-семи лет. Этот кризис — начало школьного возраста; ведущей деятельностью является учебная деятельность, преобладает интеллектуально-познавательная линия развития.
  • Фаза взросления делится на два этапа. Первый — это этап подросткового возраста. Начало — кризис в 11-12 лет. На этом этапе общение со сверстниками является ведущей деятельностью и в первую очередь развивает мотивационно-востребованную сферу личности. Второй этап — ранняя юность, которая начинается с кризиса 15-го года жизни; ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность, при этом преобладает интеллектуально-познавательная линия развития.

Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок подходит к каждой точке своего развития с определенным несоответствием между тем, что он узнал в предыдущих отношениях «человек — человек», и тем, что он узнал в системе отношений «человек — объект». Моменты, когда это несоответствие становится наибольшим, называются кризисами, за которыми следует сторона, отставшая в предыдущий период. Некоторые из этих кризисов являются кризисами «человек-человек» (трех- и тринадцатилетние кризисы), другие — кризисами личности и самосознания (одно-, семи- и семнадцатилетние кризисы).

Среди современных исследователей периодизация В.И. Слободчикова, разработанная в 80-е гг. Эта периодизация основана на концепции «сообщества сосуществования», охватывающей две стороны развития — его объект и источник. В сообществе сосуществования формируется надлежащий человеческий потенциал, который позволяет человеку присоединяться к различным социальным группам и присоединяться к определенным формам культуры, а также покидать социальные группы, проявлять свою индивидуальность и идентичность и самостоятельно создавать новые формы. Эта идея сообщества сосуществования основана на фундаментальном положении об интерпсихической стадии развития каждой высшей психической функции, сформулированном Л.С. Выготского. С этой точки зрения периодизация — это специфическая карта человеческих сообществ, в рамках которой могут быть достигнуты только разные уровни развития всех психических функций, необходимых для существования в социальных группах, их изменения и создания новых.

В. И. Слободчиков предложил диаграмму — «возрастную матрицу», в которой каждый этап представляет собой относительно полный цикл психического развития, выложены горизонтальная последовательность периодов (формирование и реализация) и этапов (критический и стабильный) психического развития (таблица 1.2).

Периодизация психического развития по В.И. Слободчиков

Содержание этапа: этапы и кризисы

Кризис родов: 7-й месяц эмбрионального развития — 3 недели после рождения;

Фаза приема: новорожденный — 0,5-4 мес.

неонатальный криз: 3,5-7. месяц;

Стадия ассимиляции (младенец): 6-12 месяцев.

Детский кризис: 11-18 месяцев

Стадия приема — раннее детство: 1 год 3 месяца — 3 года

Кризис в раннем детстве: от 2,5 до 3,5 лет

Стадия развития — дошкольник: 3 года — 6,5 лет

Кризис детства: 5,5-7,5 лет

прием — взросление: от 7 до 11,5 лет

кризис подросткового возраста: от 11 до 14 лет

Стадия развития — взросление: от 13,5 до 18 лет.

Кризис подросткового возраста: 17 — 21 год

Стадия усыновления — подростки: 19-28 лет

Молодежный кризис: 27 — 33 года;фаза развития — взросление: 19 — 28 лет;молодежный кризис: 27 — 33 года;

Фаза развития — взросление: 32-42 года

Кризис взрослой жизни: 39-45 лет;

приемочная стадия — срок погашения: 44 — 66 лет

Кризис зрелости: 55-65 лет

Фаза развития — старость: 62 года

Проблема периодизации психического развития — чрезвычайно интересная и обширная проблема, и исследования в этом направлении в настоящее время продолжаются.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий