Укусы, щипки, избиения — в психологии эти проявления объединены под термином «физическая агрессия», что не признано в обществе нормой и заслуживает осуждения. Но это касается взрослых, а вдруг дошкольник поднимет руку над родителем? Следует ли это считать приемлемым? Как отреагировать? Попробуем разобраться в проблеме.
Для начала важно понять, что поведение не бывает хорошим или плохим: психологи никогда не думают такими категориями. Но они оценивают поведение ребенка и проблемы, с которыми он сталкивается, и работают с ними. Если ребенок агрессивен по отношению к своим родителям, не ругайте их за плохое поведение, а подумайте, почему они так себя ведут.
Конечно, нет исчерпывающего списка причин, по которым ребенок бьет родителей, потому что все дети индивидуальны. Однако есть несколько научно доказанных моделей поведения.
1) Выражение эмоций.
Ребенок не робот, а живой человек, поэтому он не может не выражать никаких эмоций или выражать только радость. В дошкольном возрасте эмоции у детей проявляются сразу же, то есть малыши не могут контролировать свои эмоции, подавлять их и задумываться, правильно ли они себя ведут. Следовательно, если ребенок злится или злится, одной из его естественных реакций будет нанесение удара обидчику, даже если это родитель.
Кроме того, таким образом ребенок может выражать негодование, грусть или скуку, потому что он еще не может выразить свои эмоции каким-либо другим способом. И если ребенку не разрешают выражать себя даже в таких формах, как щипки и шлепки, он или она может потерять основные жизненные ориентиры, может так и не научиться понимать, хорошо ли ему или плохо, хочет он чего-то или нет.
2) Наблюдение физической агрессии, насилия.
В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандура провела эксперимент, известный во всем мире как «Эксперимент с куклой Бобо». В нем приняли участие юноши и девушки с умеренным уровнем агрессии, которые были разделены на группы. В одной группе наблюдалась агрессия взрослых по отношению к кукле (удары молотком, трение, метание, крик), а в другой — естественная агрессия. Они обнаружили, что малыши, в присутствии которых люди действовали агрессивно, воспроизводили этот образец поведения еще более тонкими способами: они били куклу по голове, садились на нее, душили ее и т. д. Это привело ученых к выводу, что если ребенок видит, что другой взрослый проявляет агрессию, «учится» делать то же самое.
Тот же эксперимент показал, что если ругать агрессора в присутствии ребенка, это будет иметь воспитательный эффект. Ребенок поймет, что это неправильно.
3) Физическое насилие по отношению к ребенку.
Ребенок, который становится объектом агрессии, с большей вероятностью будет агрессивен сам по себе. Если ребенка наказывают физически (шлепкой или болезненным ударом), для него естественно чувствовать себя агрессивным и хотеть расплатиться.
Физическая агрессия может исходить от ваших родителей или других людей, в том числе других детей. Неизвестно, отреагирует ли ребенок агрессией именно на обидчика. Удары, полученные от другого ребенка в песочнице, могут быть перенаправлены на взрослого. Поэтому, если ваш ребенок избивает вас, а вы никогда не наказывали его физически, постарайтесь выяснить, не подвергался ли он издевательствам со стороны кого-то другого.
Если ваш ребенок оказался в такой ситуации, поговорите с ним об эмоциях, которые он испытал. Скажи ему, когда он тебя бьет, тебе тоже больно. Возможно, стоит обсудить, что делать, если вашего ребенка кто-то ударил.
4) Проверка границ.
Ребенок — экспериментатор. Он проверяет среду, чтобы увидеть, что она может и что нельзя делать. Что, если я сделаю это? К чему я могу прикоснуться, что я чувствую, как сильно я могу нажимать?
Здесь важно, чтобы родитель помог ему или ей установить правильные границы. Четко сформулируйте, что вы можете и чего не можете делать. Для этого вам нужно спросить себя: вы за или против, когда ваш ребенок хлопает вас по спине, даже если это не сильно? Можно ли это делать руками, ногами или другими предметами? Вполне возможно, что одни и те же действия будут восприняты разными родителями по-разному: одни как шутка или даже массаж, другие как боль и насилие. Сообщите ребенку об этом и объясните, что, когда и когда это приемлемо, а когда нет, и что произойдет, если он будет продолжать это делать.
5) Неумение проявлять любовь к родителю другими способами
Один из способов выразить любовь, сочувствие и привязанность — это физический контакт: прикосновения, объятия, поцелуи. Возможно, ребенок, ударив вас, хочет таким образом привлечь ваше внимание. Отсутствие внимания, игнорирование вас нетерпимее для ребенка, чем реакция родителей на агрессию.
6) Ребенку не хватает активности.
Физическая агрессия — это способ высвободить физическую энергию. У дошкольников много этой энергии в силу возраста. Запрещая это в детском саду, развивающая деятельность, направленная на умственное развитие, может проявляться в желании «бороться».
Постарайтесь побудить вашего ребенка заниматься спортом, играть на свежем воздухе, бить боксерской грушей, если ребенок хочет что-то делать руками. Они также могут выражать свою энергию на игровой площадке со сверстниками, в клубах, ориентированных на физическое развитие.
Этой части жизни ребенка нужно уделять не меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.
Как уже было сказано, это не исчерпывающий список причин, по которым дошкольник может поднять руку на своих родителей, и, как видите, не все они указывают на то, что у ребенка есть какие-то психологические проблемы. Такое поведение часто является нормой, но для того, чтобы его остановить, родителям необходимо уделять больше внимания своему ребенку, больше рассказывать им об их эмоциях и переживаниях, обучать их нравственности и устанавливать границы.
Если ребенок продолжает вести себя агрессивно, постоянно бить себя или умышленно причиняет вред, детский психолог может помочь исправить его поведение. Вы имеете право на бесплатную психологическую помощь в учебных заведениях (детских садах, школах), которые посещает ваш ребенок, и в специализированных центрах по месту жительства. Чем раньше вы поймете причины такого поведения, тем легче будет его исправить.