Многие мамы замечают похожую ситуацию: в бабушке, няне или детском саду ребенок ведет себя послушно и спокойно, но как только мама появляется в дверях, ребенок начинает грубить или кричать и перестает слушаться. Короче говоря, как будто ребенок автоматически переключается в режим «издевательства». Мать, конечно, разочарована этим. Затем она чувствует себя виноватой, что подкрепляется комментариями других о том, как хорошо ее ребенок вел себя, пока она не родилась.
Для уравновешенности матери важно помнить, что поведение ребенка не имеет ничего общего с его поведением.
к тому, что он любит свою мать меньше, чем свою бабушку или человека, с которым он прекрасно себя вел;
С ошибками в воспитании, с тем, что слишком балует ребенка, или наоборот, слишком строга к нему. Вообще говоря, она вообще не говорит, что она «плохая мать».
Так что вместо того, чтобы тратить драгоценную энергию на себя, лучше обратить внимание на собственного ребенка и причины его негативного поведения.
Что же это значит?
Во-первых, разница в поведении ребенка и разных людей означает, что его социальный интеллект развивается правильно. Можно порадоваться, что он научился различать людей и менять свое поведение в зависимости от ситуации: где и с кем играть, а с кем лучше этого не делать.
Есть три возможных причины, по которым ребенок становится «отрицательным героем» в материнском окружении:
Такая реакция на приход матери заложена в природе и является нормальным явлением. Например, Джон Боулби, английский психоаналитик и основатель теории привязанности, пишет, что даже в животном мире молодые проявляют более «детское» поведение в присутствии родителей. Дети склонны вести себя так, как будто они намного младше. Проявляется в виде необоснованных на первый взгляд просьб подержать ручку, покормить с ложечки или одеть ее, хотя сам ребенок уже умеет все это делать идеально.
Когда мы с самыми близкими людьми, мы позволяем себе расслабиться и вести себя совершенно иначе, чем в формальной обстановке, с коллегами или знакомыми. Точно так же маленький ребенок отпускает себя в присутствии матери, с которой ему хорошо и она не боится судить. И если ребенок весь день в детском саду пытается вести себя хорошо, в нем накапливается много напряжения и негатива, которые к вечеру обрушиваются на его маму. Конечно, ей может быть очень тяжело выдержать всю эту эмоциональную бурю, особенно после тяжелого рабочего дня. Однако может показаться, что матери удалось создать для ребенка действительно безопасную атмосферу, то есть установить доверительные отношения со своим сыном или дочерью.
Ребенок учится всему, подражая взрослым. В том числе социальное поведение. Когда он с матерью, он, конечно, подражает своей матери, но когда он с бабушкой, она временно становится для него своего рода ориентиром. И в тот момент, когда мама заменяет бабушку, ребенку приходится переключаться на совершенно другой «объект», которому он должен следовать. Поначалу это непросто и вызывает психологический стресс, который приводит к капризам и непослушанию.
И что же делать маме?
Прежде всего, игнорируйте комментарии других людей о плохом поведении вашего ребенка в вашем окружении. По крайней мере, не принимайте их близко к сердцу, потому что теперь вы знаете, в чем истинная причина его настроения. Вы можете улыбнуться таким комментариям и сказать: «Конечно! В конце концов, больше всего эксплуатируются те, кого больше всего любят!»
В некоторых ситуациях нужно просто спокойно подождать, пока ребенок привыкнет к новому поведению. Социальные навыки только начинают формироваться. А с помощью упражнений ваш ребенок научится мгновенно переходить из одной ситуации в другую, от поведения с бабушкой к матери, а затем и ко многим другим людям.
Вы можете сократить время, которое ваш ребенок проводит с обоими взрослыми одновременно, чтобы они быстрее усвоили навык. Например, лучше «подарить ребенка», т.е. Прощай с няней (или бабушкой) сразу после возвращения домой или наоборот, иди сразу после ее прибытия. Таким образом, он не будет ошибочным для этого, чье поведение подражает. Это уменьшит свое напряжение, а нервное настроение, если оно появится, пройдет быстро.
Также важно развивать эмоциональный интеллект ребенка, который играет важную роль в социальном успехе. Родители могут говорить о состоянии ума ребенка («я вижу, что вы устали / грустный / злой») и принимаете его эмоции, выражая понимание и сострадание («Я тоже скучал по тебе»). Важно, чтобы ребенок понимал, что с ним происходит. В конце концов, когда он злится, он наводняет свою волну эмоций, над которыми он не может контролировать. Это пугает не только его родителей, но и его одни. И если вы видите спасательный круг в форме мирных и поддерживающих родителей, она определенно выйдет из этого брошенного моря и постепенно учится контролировать ваши эмоциональные волны.
И дать вашему ребенку поддержку, вы должны иметь твердую землю под своими ногами. Вот почему так важно, что мама дает себе возможность отдохнуть и заботиться о своем физическом и психологическом благополучии. В конце концов, если он внутренне спокойный, он имеет право дать своим детям идею, что все в порядке, что они ценят их доверие и любит их, даже когда они избивают и непослушят. Это основа для воспитания гармоничной личности.