Подростковая агрессия: причины появления и профилактика

podrostkovaya agressiya prichiny poyavleniya i profilaktika Блог

В подростковом возрасте дети становятся эмоционально нестабильными. Психологи связывают это в первую очередь с биологическими факторами: гормональными скачками, перестройкой тела и половым созреванием. Однако в некоторых случаях эмоциональные перепады могут принимать радикальные формы и переходить в агрессию. И если подросток останется один на один со своим бунтом, это может привести его к разрушительным сообществам и, в конечном итоге, к преступлению.

Кирилл Хломов, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, руководитель Психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, рассказал АНО ЦМСМ о том, какие факторы могут спровоцировать агрессивное поведение подростков и почему Интернет не является главной угрозой в детская жизнь.

— Каковы основные причины агрессии среди подростков?

— Подростковый возраст характеризуется склонностью к риску. Одним из определяющих факторов такого положения дел является высокая смертность от болезней в этом возрасте. Рискованное поведение тесно связано с агрессией. Также это может быть связано с депрессией и негативными эмоциональными состояниями. Если мы понимаем агрессию как преднамеренное деструктивное поведение, противоречащее общепринятым нормам и принципам и в целом с человеческим существованием в обществе, то одну из причин агрессивного поведения у подростков можно объяснить с помощью фрустрирующей теории агрессии. Согласно этой теории, когда подросток испытывает разочарование в связи с постоянными неудовлетворенными физическими и умственными потребностями, этот опыт способствует агрессивному поведению. Также биологические и социальные факторы будут влиять на интенсивность и форму агрессивного поведения. Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и взглядами, высокой степенью враждебности в среде, в которой подросток растет, импульсивностью подросткового возраста и несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции.

— Как правильно бороться с подростковой агрессией?

— У подростков бывают разные формы агрессивного поведения, как просоциальные, так и антисоциальные. Занятия боксом, общественная активность, насильственное участие в различных публичных акциях, участие в фан-движениях — все эти проявления могут быть формами просоциального или антисоциального агрессивного поведения. Согласно классификации агрессивного поведения А. Басса, были выделены следующие формы: физическая, косвенная, отрицание, ревность, ненависть к другим, подозрительность, словесная агрессия и манипуляция через вину. Существует множество конкретных форм агрессивного поведения.

При работе с агрессией у подростков все зависит от того, с какой формой мы собираемся работать. В любом случае важно признать, что агрессия не возникает сама по себе; всегда есть социальный контекст, в котором это проявляется. Бывают ситуации, когда агрессия может быть объективно необходима. Взять, к примеру, истории подростков, занимающихся спортом, боксом, фехтованием и т. д. В данном случае физическая агрессия легализована. Если подросток был вовлечен в деструктивную деятельность, но затем переключился на спортивное поведение, есть случай, когда антисоциальная агрессия превращается в просоциальную агрессию, успешный пример социального или педагогического воздействия.

Второе, что мы обязательно принимаем во внимание, когда речь идет о подростковой агрессии, — это социальная среда, в которой находится ребенок. Это включает семью как фактор, уникальный для каждого подростка, школы и среды, в которой они растут вне дома. Все эти факторы сильно влияют на развитие агрессивного поведения и его форму. Принимая во внимание эти факторы, необходимо проводить комплексную педагогическую, психологическую и социальную работу для развития соответствующих социальных компетенций и формирования соответствующего поведения в целом.

— Как подростковая агрессия находит выход в молодежных субкультурах?

— Во-первых, помните, что одна из важных задач в подростковом возрасте — выстраивать отношения со сверстниками и экспериментировать с социальными ролями. Молодые люди выполняют многие свои потребности и задачи через взаимодействие со своими сверстниками. На агрессивное поведение, которое также носит социальный характер, в значительной степени влияют отношения со сверстниками и факторы социальной среды. Большая часть социального развития подростка происходит в школе, но если ребенок не находит там возможности, он или она ищет другую территорию, чтобы выполнить задание. Практика показывает, что дети, активно участвующие в школьной жизни и школьных мероприятиях, реже участвуют в деятельности деструктивной среды.

Если подросток не находит принятия и понимания среди сверстников, не может строить с ними отношения, в которых он нуждается особенно в подростковом возрасте, например, в школьной среде, риск попадания в субкультуру, в которой он будет аргументировать свои аргументы через агрессию и деструктивное поведение.

— Какие субкультуры способствуют развитию агрессии у подростков?

— Нет одной конкретной субкультуры, которую можно было бы выделить. Существуют определенные криминальные или «футбольные» субкультуры, скорее хулиганские или радикальные, экстремистские социальные среды, которые поддерживают те или иные формы агрессии. На мой взгляд, субкультура — это всего лишь форма выражения агрессии. Субкультура может поощрять агрессию, направленную против чего-то или кого-то, предлагая цель. Это приводит к тому, что агрессивное поведение становится антиобщественным, но не вызывает агрессивного поведения.

— На чем должна основываться профилактика агрессии среди подростков?

— Эффективная профилактика должна основываться, прежде всего, на хорошо выстроенной и динамично меняющейся системе социальных, педагогических и психологических воздействий. Эта система должна содержать множество элементов, некоторые из которых связаны с социальными сетями, поведением в Интернет-пространстве, другие — с социальными и педагогическими услугами в школах, третьи — с социальной и психологической работой с семьями, а третьи — с доступностью психологических, психиатрических и психиатрических услуг. медицинская помощь, а также другие с судебной и правоохранительной системами. Все эти элементы должны образовывать единую систему и сохранять возможность взаимодействия и сотрудничества, а также динамических изменений. Невозможно разработать одну программу профилактики агрессивного поведения, реализовать ее, и она будет эффективна в течение 20 лет. Систему предотвращения рискованного поведения необходимо менять каждые несколько лет, так как общество тоже меняется довольно быстро.

— Правильно ли считать, что Интернет во многом негативно влияет на развитие личности подростков?

— Интернет — глобальное явление в жизни человека, у него есть как положительные, так и отрицательные стороны, как и у любого другого явления такого масштаба. А если принять во внимание различные научные исследования, то окажется, что однозначно негативного влияния Интернета на развитие подростков нет. Прискорбны крайности: когда ребенок вообще не пользуется гаджетами, он близок к социальной изоляции; когда он злоупотребляет Интернетом, он становится зависимым. Оба начинают оказывать негативное влияние на их развитие. Однако сам Интернет не может быть источником угроз, он может только усилить их, предложить формы для рискованного поведения или сделать их более доступными. В противном случае молодой человек может столкнуться с агрессивным поведением других: Интернет также является социальной средой, и ребенок может стать жертвой мошенничества или соблазнения.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий