Понятие и содержание математического развития детей дошкольного возраста

ponyatie i soderzhanie matematicheskogo razvitiya detej doshkolnogo vozrasta Блог

Специфика дошкольного образования заключается в том, что каждый практический шаг в модернизации требует адекватного прогресса также в решении основных задач теоретической педагогики. Это положение дел в основном связано с сложным характером развития ребенка в этот период жизни [15, S.9]. Это обстоятельство было особенно замечено Л. С. Избыток. Например, в вашей работе «История развития более высоких психических функций», анализируя арифметические операции, пишет следующее: «Почти всегда в чрезвычайно новаряющихся моментах развития ребенка, всегда есть столкновение его арифметика с другой формой арифметики Преподавал взрослых. Педаголог и психолог должны знать, что обучение ребенку культурного арифметика — это конфликт … Есть много прыжков, поломки, фразы »[12, с. 202-203].

Дошкольное образование направлено в первую очередь для обеспечения полного развития общей человеческой личности. Принцип целостности является фундаментальным для всех этапов общего образования, но каждый из них осуществляется по-другому.

Особое значение для всего процесса образования и образования организации имеет первоначальный этап своего развития и формирования готовности к дальнейшему изучению. В этот период очень важно организовать интеллектуальную активность ребенка таким образом, что она стимулирует когнитивные интересы и деятельность всех психических процессов, разработала способность чувственного восприятия, испытывающего эмоциональное и всестороннее понимание различных явлений окружающего мира , стимулировал творческую личность, ее моральное и эстетическое отношение к миру [10, с. 29-30].

Научные исследования, детские наблюдения в питомниках, детских садах и семьях, изучая их в процессе образования и образования и опыт лучших преподавателей дошкологов, указывают на себя не только для возможности, но и на срочных потребностях в самый внимательный подход к Развитие математических представлений у детей. Независимо от того, приходят ли дети в школу из детского сада или непосредственно из семьи, всегда есть определенный уровень знаний арифметики. Иногда этот уровень довольно высокий — дети могут правильно подсчитать: они знают числа в поле первых десятков, они читают и пишут цифры и т. д.; Это часто намного ниже, но никогда не случается, что нормальный ребенок, начал школьного образования, обнаружил общий недостаток математических знаний [2, стр. 14].

Математическое развитие дошкольных детей следует понимать как сдвиги и изменения познавательной активности личностей, происходящих в результате образования элементарных математических идей и связанных с ними логических операций [23, с. 7].

Традиционно проблема приобретения и сбора математических знаний в дошкольной педагогии в основном связана с формированием натуральных чисел и связанных с ними действий (подсчет, уважение, арифметические действия и сравнения чисел, измерения скалярных значений, то есть тех результатов, результаты которых выражаются не -Негативные числа и т. д.) Это традиционные программы для формирования математических идей дошкольных детей в советский период (Am Leshina, Ls Metlina, TV Taruntaeva) и альтернативные современные программы — Raduga, детство, развитие, дом радости и т. д. , Во всех этих программах математическое содержание построено вокруг концепции «естественных чисел и связанных с ними деятельности»; Освоение основной страницы (знания) и эксплуатационные (навыки) программы является целью процесса формирования элементарных математических идей. Другими словами, «определенные знания» относится к знаниям о естественном количестве, и «наличие ряда некоторых навыков» относится к ряду вопроса о навыках (аритметика) — подсчет, методы подсчета и уважения, использования Символы (цифры и действия), решение простых типичных задач и т. д. [1, С. 69]

Сомнения в том, что «детский путь» поступления в математику не совпадает с традиционным содержанием и методами формирования элементарных математических понятий, высказывались в начале века многими авторами — Д. Мордухай-Болтовским (1908), В. Кемпбелем (1910). ), Л. Гурвич (1912). В 1960-х годах исследования Пиаже достаточно убедительно показали, что первые математические представления детей связаны не с количественными характеристиками предметов и множеств, а с их пространственными особенностями. Пространственные особенности легче моделировать с помощью реальных, а затем графических (и, следовательно, их можно воспринимать непосредственно на сенсорном уровне), в то время как количественные характеристики удобнее моделировать с помощью знаков и символов. С этой точки зрения геометрическое содержание больше подходит для «детского» подхода к математике, чем арифметическое содержание. По мнению Ж. Пиаже и его учеников и последователей, усвоение математических понятий основано на логических операциях классификации и упорядочения, которые ребенок открывает сам и их практически невозможно освоить [23, стр. 6].

Опыт работы с детьми 3-7 лет в детских садах и специальных развивающих группах показал, что очень продуктивный способ формирования математического мышления путем формирования и развития познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных) основан на системе, построенной в основном не на количественной, а на количественной системе. пространственные характеристики объектов (сначала характеристики формы и движения, затем количественные характеристики). Построение методической системы, основанной на основных особенностях математического мышления, — это возможный и реалистичный способ работы с детьми без специального отбора на основе сомнительных «тестов на предрасположенность».

Аксиоматическая позиция детской педагогики — не всегда способности ребенка лежат на поверхности, их часто приходится «откопать» и найти (Ю.Л. Коломиньский, Е.А. Панько) — к сожалению, не работает на практике при разработке методики обучения математике. дошкольники. Задача усвоения содержания предмета (количество и связанные с ним виды деятельности, измерение ценностей и решение простых задач) часто заслоняет главную цель педагогической работы — личностное развитие, а значит, и математические навыки. Причины такой подмены целей и задач дошкольного математического образования видятся в практическом отсутствии каких-либо теоретически обоснованных и методически разработанных материалов для воспитателей по развитию математических навыков [1, с.73].

В настоящее время существует два подхода к определению содержания образования. Некоторые авторы связывают эффективность математического развития детей с расширением информационного содержания, иногда за счет школьных программ (счет до 20 и 33, овладение письменной нумерацией). Другие выступают за улучшение контента, направленное на развитие интеллектуальных способностей и формирование значимых научных идей и концепций.

На наш взгляд, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии ребенка, соответствующий уровень которого определяется качественными особенностями усвоения таких основных математических понятий и понятий, как: счет, число, измерение, размер, геометрические фигуры, пространственные отношения. Следовательно, очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование этих основных математических понятий и идей у ​​детей и оснащение их методами математического мышления — сравнение, анализ, рассуждение, обобщение, умозаключение [16, стр. 46].

Каково конкретное содержание развития детей по математике? Сюда входит довольно широкий спектр знаний, навыков и умений, которые можно резюмировать следующим образом:

Дети узнают размер предметов и сравнивают эти размеры (большие — маленькие, больше — меньше; длинные — короткие, длинные — короткие; толстые — тонкие, толще — тонкие; высокие — низкие, высокие — нижние; широкие — узкие, более широкие — более узкие. ; deep — неглубокий, глубокий — более мелкий; тяжелый — легкий, тяжелый — более легкий).

Навык счета: способность использовать счет для количественного определения количества.

Освоение образования и композиции чисел в диапазоне первой десятки, а для 7-летних детей в диапазоне второй десятки, а также умение выполнять простые операции: сравнение, сложение, вычитание.

3. Развитие представлений о пространственных отношениях (внизу — вверх; спереди — сзади; справа — слева; высоко — низко; далеко — близко).

4. Знание геометрических форм (куб, сфера, четырехугольник, треугольник, квадрат); умение правильно называть эти формы, узнавать их в окружающих предметах.

Разработка представлений о времени (сегодня, вчера, завтра, утро, вечер, день, ночь); распознавание времени на часах с точностью до часа; последовательность сезонов; используя календарь.

Измерение и некоторые меры (измерение путем помещения одного предмета на другой, измерение ступенями, чашками, позже вы также можете использовать некоторые меры: метр, килограмм, литр).

Этот контент состоит из отдельных, последовательно связанных разделов. Фактически ребенок сначала учится визуально определять размеры предметов, выучивает соответствующие словесные обозначения: длиннее — короче; старший — младший. Когда он привыкнет к числам и начнет решать задачи, он будет более точно сравнивать величины и выражать результаты сравнений в числах [2, с. 14-15].

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий