Задача: научить ребенка произносить стандартизированное l.
Оборудование: схема артикуляционного аппарата для произнесения фонетического л; символические картинки, изображения предметов.
Настройка звука l по-разному.
1. Путем имитации:
— Ребенку предлагается тестовое произношение телефона с забавными картинками (самолет летит в небе и т. Д.); одновременно используя визуальный контроль правильности артикуляции, тактильных (осязаемых) ощущений.
2. из рисунка артикуляции:
— Ребенку предлагается воссоздать артикуляционный паттерн звука, использовать соответствующий воздушный поток, определить наличие / отсутствие голоса; результатом должна быть стандартная формулировка.
3. из эталонного звука:
— «Гул паровоза» — ребенка просят сжать кончик языка передними зубами и произнести звуки у-у-у-у; — «Песенка про иголку» — ребенка просят произнести «а-а-а-а» и при этом «постучать» по альвеолам кончиком языка; — ребенка просят произнести а-а-а, открывая и закрывая рот, прикусывая кончик языка; — ребенка просят произнести а-а-а и одновременно коснуться кончиком языка верхней губы (прием, используемый для смягчения звуков).
Постановка звука Р
Задача: научить ребенка произносить стандартизированный звук.
Техника: схема строения артикуляционного аппарата при произнесении звука р; зонд, шпатель; картинки-символы, изображения предметов.
Голос p можно произносить по-разному.
1. Путем имитации:
— Ребенку предлагается примерное произношение телефона с забавными картинками (заводим двигатель, рычит тигр и т. Д.); при этом визуально проверяется правильность артикуляции, используются тактильные ощущения — «Волчий рык» — FRRR; — «Нам холодно» — БРРР; — «Водитель» — ТРРРУУ (подергивание губ и языка).
2. из рисунка артикуляции:
— ребенку предлагается воссоздать артикуляционный паттерн звука, использовать правильный воздушный поток, определить наличие / отсутствие голоса; результатом должна быть стандартная формулировка;
— Ребенка просят пососать языком нёбо с открытым ртом, а затем подуть на него с открытым языком; когда язык отрывается от неба, кратковременные колебания кончика языка вызываются сильным давлением выдыхаемого воздуха.
3. из эталонного звука:
— Воспроизведение прото-звука rp: ребенка просят произнести r с приоткрытым ртом в течение длительного времени, с улыбающимся ртом и широко открытым языком за верхними зубами (это будет производить звук, похожий на звук r); — Производство однократно звучащего звука r: ребенок произносит r на одном выдохе и засовывает кончик языка глубже в рот; — Ребенку предлагается резкий, с сильным выдохом на кончике языка произнести звуки т, затем — е; в результате образуются звуки трр, дрр (дует на карандаш, лежа на столе — круглые, лицевые).
4. Из эталонного звука с механической поддержкой:
— Ребенка просят произнести звук р, и, подложив под кончик языка лопатку (зонд, палец), он совершает частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышен шум);
— Ребенка просят многократно произносить э-звук на одном выдохе в быстром темпе, приоткрыв рот (широкий напряженный язык «постукивает» по альвеолам, делая звук э неясным) и шпатель (зонд, палец), расположенный под кончиком языка, совершает частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате образуется гул);
— ребенку предлагается произнести звук е или сочетание звуков jj при приоткрытом рте (широкий напряженный язык «ударяет» по альвеолам, поэтому звук е нечеткий); в это время следует слегка потрясти ребенка за плечи или попросить его потрясти согнутыми в локтях руками (в результате этого действия начинает трястись сам язык);
— Ребенка просят слегка наклонить голову вперед и долго произносить голос g, приоткрыв рот; в это время логопед совершает частые постукивающие движения вниз по нижней челюсти.
5. По схеме артикуляции с механической поддержкой:
— Ребенка просят поднять язык до неба, сжимая «уздечку» до предела; затем большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка к нёбу; средняя часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; выдохните с усилием с прерывающимся голосом; язык «набухает» и слышится комбинация тж звуков (у некоторых детей сразу усваивается комбинация тр (др)). Повторите упражнение много раз, постепенно увеличивая давление воздуха.