Постановка сонорных звуков (Л, Р)

postanovka sonornyh zvukov l r Блог

Задача: научить ребенка произносить стандартизированное l.

Оборудование: схема артикуляционного аппарата для произнесения фонетического л; символические картинки, изображения предметов.

Настройка звука l по-разному.

1. Путем имитации:

— Ребенку предлагается тестовое произношение телефона с забавными картинками (самолет летит в небе и т. Д.); одновременно используя визуальный контроль правильности артикуляции, тактильных (осязаемых) ощущений.

2. из рисунка артикуляции:

— Ребенку предлагается воссоздать артикуляционный паттерн звука, использовать соответствующий воздушный поток, определить наличие / отсутствие голоса; результатом должна быть стандартная формулировка.

3. из эталонного звука:

— «Гул паровоза» — ребенка просят сжать кончик языка передними зубами и произнести звуки у-у-у-у; — «Песенка про иголку» — ребенка просят произнести «а-а-а-а» и при этом «постучать» по альвеолам кончиком языка; — ребенка просят произнести а-а-а, открывая и закрывая рот, прикусывая кончик языка; — ребенка просят произнести а-а-а и одновременно коснуться кончиком языка верхней губы (прием, используемый для смягчения звуков).

Постановка звука Р

Задача: научить ребенка произносить стандартизированный звук.

Техника: схема строения артикуляционного аппарата при произнесении звука р; зонд, шпатель; картинки-символы, изображения предметов.

Голос p можно произносить по-разному.

1. Путем имитации:

— Ребенку предлагается примерное произношение телефона с забавными картинками (заводим двигатель, рычит тигр и т. Д.); при этом визуально проверяется правильность артикуляции, используются тактильные ощущения — «Волчий рык» — FRRR; — «Нам холодно» — БРРР; — «Водитель» — ТРРРУУ (подергивание губ и языка).

2. из рисунка артикуляции:

— ребенку предлагается воссоздать артикуляционный паттерн звука, использовать правильный воздушный поток, определить наличие / отсутствие голоса; результатом должна быть стандартная формулировка;

— Ребенка просят пососать языком нёбо с открытым ртом, а затем подуть на него с открытым языком; когда язык отрывается от неба, кратковременные колебания кончика языка вызываются сильным давлением выдыхаемого воздуха.

3. из эталонного звука:

— Воспроизведение прото-звука rp: ребенка просят произнести r с приоткрытым ртом в течение длительного времени, с улыбающимся ртом и широко открытым языком за верхними зубами (это будет производить звук, похожий на звук r); — Производство однократно звучащего звука r: ребенок произносит r на одном выдохе и засовывает кончик языка глубже в рот; — Ребенку предлагается резкий, с сильным выдохом на кончике языка произнести звуки т, затем — е; в результате образуются звуки трр, дрр (дует на карандаш, лежа на столе — круглые, лицевые).

4. Из эталонного звука с механической поддержкой:

— Ребенка просят произнести звук р, и, подложив под кончик языка лопатку (зонд, палец), он совершает частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышен шум);

— Ребенка просят многократно произносить э-звук на одном выдохе в быстром темпе, приоткрыв рот (широкий напряженный язык «постукивает» по альвеолам, делая звук э неясным) и шпатель (зонд, палец), расположенный под кончиком языка, совершает частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате образуется гул);

— ребенку предлагается произнести звук е или сочетание звуков jj при приоткрытом рте (широкий напряженный язык «ударяет» по альвеолам, поэтому звук е нечеткий); в это время следует слегка потрясти ребенка за плечи или попросить его потрясти согнутыми в локтях руками (в результате этого действия начинает трястись сам язык);

— Ребенка просят слегка наклонить голову вперед и долго произносить голос g, приоткрыв рот; в это время логопед совершает частые постукивающие движения вниз по нижней челюсти.

5. По схеме артикуляции с механической поддержкой:

— Ребенка просят поднять язык до неба, сжимая «уздечку» до предела; затем большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка к нёбу; средняя часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; выдохните с усилием с прерывающимся голосом; язык «набухает» и слышится комбинация тж звуков (у некоторых детей сразу усваивается комбинация тр (др)). Повторите упражнение много раз, постепенно увеличивая давление воздуха.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий