При правильной артикуляции звуков [S], [G] части артикуляционного аппарата находятся в следующих положениях: — губы слегка округлены; — зубы сжаты или расположены близко друг к другу, оставляя лишь узкий зазор (примерно 1-2 мм); — широкий кончик языка поднимается к глазницам или переднему краю твердого неба и образует с ними щель; — боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам и не пропускают струю выдыхаемого воздуха в стороны; — Небо приподнято и закрывает носовой ход. — Голосовые связки открываются при артикуляции звука [Sz] и закрываются и вибрируют при артикуляции звука [G].
Шипение требует сложных и тонких движений языка. Следующие упражнения помогут развить необходимые движения языка и направление воздушного потока.
Упражнение для губ: «Улыбнись». Улыбнитесь так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживайте это положение 5-7 секунд. Трубка. Растянуть губы в трубочку: 1-й вариант — произнести длинный звук [У] без голоса; 2-й вариант — слегка выдвинуть губы вперед, как бы в квадрат, зубы сомкнуты.
«Открытие двери». Медленно откройте рот на 10-15 мм между верхними и нижними зубами, удерживая рот в положении «улыбка». «Кролик». Улыбнитесь так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, приподнимите верхнюю губу (морщинка на носу), опустите обратно. Опустите нижнюю губу, раздвиньте нижние зубы. Рот и зубы закрыты. Повторить 5-7 раз.
Упражнение на блинный язык. Поднесите широкий нежесткий язык к нижней губе. Убедитесь, что нижняя губа не скручена. Верхние зубы должны быть обнажены (т.е. находиться в «улыбающемся» положении). Если язык находится в неправильном положении, рекомендуется пассивно массировать его, произнося слоги, высунув язык между губ, например: «ба-ба-ба». В случае успеха раздвиньте язык, не произнося эти слоги, и дуйте узкой струей воздуха, пока на средней линии языка не образуется бороздка. «Вкусное варенье». Оближите верхнюю губу сверху вниз широким языком. «Кошечка. Согните широкий кончик языка к носу. Если это не сработает, потренируйтесь сначала облизывать верхние зубы справа налево под губой, а затем облизывать верхнюю губу». Улыбнитесь, покажите зубы, слегка приоткройте рот, поместите широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживайте его в этом положении на счет от одного до пяти. Затем поднимите широкий язык над верхними зубами (также внутри) и удерживайте его там, сосчитав от одного до пяти. Меняйте языковые позиции 4-6 раз. «Воздушный шар лопнул». Рот в положении «Улыбка», верхние и нижние зубы видны на расстоянии 10-15 мм друг от друга. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произнесите звук [S] (вы должны услышать шипящий звук, похожий на звук выходящего воздуха).
Важно: боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка тонкий и подвижный, а рот находится в положении «улыбки». Если язык не может быть поднят к верхней губе самостоятельно, его следует механически поддержать шпателем. Как только ваш ребенок сможет дунуть языком в верхнюю губу, вы можете провести его языком за верхними зубами с открытым ртом. Затем ребенок подносит язык к небу, стискивает зубы и округляет губы.
Упражнение, которое сделает воздушный поток «Бризом». Дуйте через закрытый рот, контролируя поток выдыхаемого воздуха, прижав полоску бумаги ко рту, кусок ваты на шнурке или просто коснувшись струи рукой ко рту.
«Положи мяч в ворота». Втяните рот вперед в трубочку и долго продувайте вату (лежащую на столе перед малышом), забивая ее между двумя кубиками. «Кто будет вести мяч дальше?» Улыбнитесь, приложите широкую переднюю часть языка к нижней губе, как бы издавая длинный звук [F], подуйте ватный диск о противоположный край стола. Нижнюю губу нельзя натягивать на нижние зубы. Убедитесь, что ваш ребенок не надувает щеки и не произносит [F], а не [X].
«Поющий пузырь». Это упражнение выполняется перед зеркалом с широко расставленным языком между губами и боковыми сторонами языка, касающимися углов рта. В центре языка должна образоваться продольная бороздка. Держа пузырек ( трубку) вертикально направьте ее (и) отверстием к центру передней части.Если вдоль язычка образовалась канавка при продувке по язычку, должен быть слышен сильный шум при поднесении пузыря (трубки) ближе к языку, указывая на правильное положение языка.
«Обманывать». Улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкую переднюю часть языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края прижались к ней, а посередине образовалась бороздка, и выдуйте вату, помещенную на кончике губ. твой нос. Воздух должен находиться в центре языка, а вата будет лететь вверх. Если ваш ребенок хорошо справляется со всеми упражнениями, вы можете переходить к воспроизведению звуков.
Один из самых популярных методов получения звука [S] следующий: — Свистящие [S] и [Z] можно исправить, только если свистки [S] и [Z] произносятся правильно. Чтобы извлечь звук [S], попросите ребенка долго произносить [S] и в это время с помощью шпателя, подложенного под кончик языка, приподнять язык за верхние резцы; Такое расположение языка приведет к появлению [S] вместо [S] и [G] вместо [Z]. Ребенок постепенно научится держать язык в правильном положении самостоятельно, без помощи шпателя для языка, и правильно произносить шипящие звуки [W] и [G].
Поощряйте ребенка немного шевелить губами, произнося эти звуки (покажите их перед зеркалом), и прислушайтесь к природе звука. Также следует обратить внимание малыша на поток теплого воздуха.
Когда звуки [W] и [G] звучат правильно по отдельности, отработайте их произношение в слогах, словах, фразах и предложениях. Во всех случаях согласный звук должен быть длинным.
— Если рядом с дефектным звуком [Sz] есть нормально произносимый [P], последний может быть использован как основа для получения необходимой артикуляции [Sz]. Для этого ребенку предлагается издать звук [П] перед зеркалом, не говоря и не шепча. В это время необходимо слегка прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка и замедлить вибрацию переднего края языка. После нескольких механических упражнений с открытым ртом, когда вы достигнете способности свободно воспроизводить желаемую артикуляцию, вы можете перейти к звуку стиснутого зуба (шипение становится сильнее или тише), а затем завершить артикуляцию округленными губами, которые приведет к нормальному звуку [III]. — Ребенку рекомендуется произносить долго [P] перед зеркалом без голоса или шепотом, постепенно уменьшая силу выдоха до тех пор, пока вибрация не прекратится и не будет слышно слабое шипение. После нескольких упражнений получается шипящий звук без приглушенного [P], произносимого перед ним. — Другой прием — использовать звук [Т] в качестве основы. Ребенку рекомендуется несколько раз сказать [T] перед зеркалом с интервалом в 3-4 секунды. Затем упражнение меняется. В сочленении играют не с соединенными зубами, а с полуоткрытым ртом, и далее утверждается, что передний край языка не должен смыкаться с зубами, а с впадинами. Достигнув цели, приступайте к произнесению звука [T] в альвеолах с устремлением (как английский звук [t]). К звуку удара добавляется слабое и короткое шипение. Затем звук удлиняется и освобождается от предшествующего взрыва. Осталось продвинуть язык немного глубже, затем перейти к сжатию зубов и, наконец, округлению губ.
Следующая задача — закрепить артикуляцию звуков [sz] и [g] в слогах, словах и т. д. При автоматизации звуков [W], [G] в словах следует учитывать артикуляционные способности ребенка, возраст, способность усваивать семантику, владеть слоговой структурой слова.
Исправление дефектов речи [G] с помощью контролируемой артикуляции [W] не вызывает никаких проблем.Ребенка просят произнести [ш] и включить голос.Логопед делает это заранее, прикладывая одну руку ко рту ребенка, а другую к его горлу (чтобы почувствовать вибрации).Важно: следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также тех, которые связаны с производством и автоматизацией звука [S], так как они довольно утомительны для ребенка и могут вызвать головокружение из-за гипервентиляции.