Как подготовить ребёнка к школе. Советы для родителей
Автор: Татьяна Мачурина, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 1096», г. Москва.
Описание материала: Предлагаю практические советы педагога-психолога, которые помогут подготовить дошкольников к дальнейшему обучению. Этот материал будет полезен родителям будущих первоклассников. В вихре повседневной жизни мы буквально не замечаем, как растут наши дети. Наконец-то приближается захватывающая и, пожалуй, самая важная пора для родителей и детей — переход в 1-й класс. Как эффективно подготовить ребенка к школе, какие уроки ему нужно посещать, какими базовыми знаниями и навыками должен обладать будущий первоклассник — всему этому посвящена данная статья.
Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе
В последние годы значительно повысились требования к уровню подготовки ребенка к школе. Основная причина этого — возрастающая сложность учебной программы. Сегодня существует множество различных вариантов подготовки вашего ребенка к школе: специальные мероприятия, организованные в детском саду, который посещает ваш ребенок; детский сад-средняя школа (организуется, как правило, на базе образовательного учреждения); всевозможные детские центры; клубы творческого развития; частные репетиторы. Некоторые родители предпочитают самостоятельно заниматься со своим ребенком. Какой способ лучше?
Во-первых, следует помнить, что при подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает ребенок, огромную роль в успешной адаптации ребенка играют такие психологические факторы, как мотивация, внутренняя позиция ребенка в школе, социализация. Родители часто неосознанно передают своему ребенку неправильную мотивацию к обучению, что в дальнейшем может привести к трудностям в обучении. Например, не говорите своему ребенку: «Ты ходишь в школу только для того, чтобы получить пять» или «В школе будет весело, ты все время будешь играть со своими друзьями» и т. д. Эти утверждения порождают неправильные представления, которые могут предотвратить дети от приближения к науке. Конечно, сухого заявления о том, что «школа нужна для того, чтобы учиться», тоже недостаточно. Интерес к учебе следует развивать постепенно, еще до того, как дети будут подготовлены к школе. Помимо посещения балета, детских спектаклей и выставок, которые развивают творческие способности и эстетическое восприятие, важно также развивать у детей естественные науки: посетить обсерваторию, посмотреть документальный фильм о природе и т. д.
Чтобы ваш ребенок успешно адаптировался в школе, важно, чтобы он посещал специальные подготовительные классы в детском саду: это в первую очередь для социализации ребенка (особенно, если он не посещал детский сад). Игра, которая является ведущим видом деятельности в детском саду, развивает базовые коммуникативные и социальные навыки, которые помогают в дальнейшем обучении в школе. Чтобы ребенок в первые дни в школе чувствовал себя увереннее, стоит подготовить его в том учебном заведении, где он будет учиться. Благодаря этому ребенок знакомится со своими будущими учителями (занятия обычно проводят учителя начальных классов, педагогические психологи и логопеды), знакомится со своими будущими одноклассниками и постепенно привыкает к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия в школах будут проводиться в соответствии с программой, реализуемой в образовательном учреждении (стоит учитывать, что в каждой школе реализуются разные образовательные программы, а значит, требования к подготовленности детей разные). Как правило, школьные занятия длятся один год, поэтому к концу подготовительного курса ваш ребенок будет чувствовать себя в школе как дома, что снизит тревожность и повысит мотивацию.
Таким образом, школа является наиболее эффективной с точки зрения когнитивной и психологической адаптации.
Второй вариант, который можно порекомендовать в этом случае, — это подготовительные занятия в детском саду (если ребенок ходит в детский сад). Однако есть нюансы: например, такие мероприятия не предусматривают обучение по соответствующей школьной программе (потому что в будущем дети будут ходить в другие школы).
Сейчас в различных детских центрах распространены всевозможные подготовительные курсы. На первый взгляд, программа занятий там очень насыщенная: помимо базовых дисциплин часто предлагают всевозможные танцы, йогу, детский массаж и т. д. Благодаря этому в этих заведениях предлагается широкий спектр занятий, в которых нет ничего делать с подготовкой ребенка к школе. Несмотря на оригинальное предложение и гарантированно высокий уровень готовности, записывать ребенка не рекомендуется по двум основным причинам: во-первых, частные детские центры обычно проводят уроки самостоятельно (т. Е. Знания, которые получает ваш ребенок, могут не соответствовать требованиям выбранной вами школы. ); во-вторых, в частных центрах, к сожалению, не уделяется внимания квалификации преподавателей (часто студентов четвертого или пятого курса). Поэтому качество обучения в этих учреждениях вызывает большие сомнения. Но если вы решили записать ребенка в детский сад, отдавайте предпочтение общественным, а не частным организациям.
Если вы предпочитаете частного репетитора, имеет смысл пригласить репетитора из школы, которую будет посещать ваш ребенок. Учитель сможет предложить качественное обучение на основе школьной программы.
Однако помните, что все знания, полученные на подготовительных уроках, необходимо повторить дома, чтобы углубить понимание материала.
Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?
1. Считаем от 0 до 10 (и в обратном порядке).
Обратите внимание, что ребенок должен не только «запоминать» эти числа: он должен уметь применять счет на практике, то есть соотносить число с предметом (например, вы можете попросить ребенка посчитать количество пуговиц на его одежде; вы можно попросить ребенка поставить на стол столько тарелок, сколько люди будут есть на обед и т. д.). Таким образом, это должен быть осознанный процесс подсчета.
2. выполнить простейшие математические операции в диапазоне 10 (сложение, вычитание).
3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воссоздавать.
4. Знайте буквы алфавита.
Некоторые учебные заведения требуют от детей уметь читать до поступления в первый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но не читают правильно. В нашей школе ребенку достаточно просто знать буквы.
Поскольку игра является основным видом деятельности для дошкольников, игра — лучший способ учиться. Например, ребенка могут попросить вылепить из цветного пластилина букву (чтобы он мог выучить форму буквы); затем будущего первоклассника можно попросить предположить, какой вкус у письма, где он живет и т. д. Таким образом, посредством ассоциаций, происходит более глубокое усвоение материала. Таким образом, занятие будет для ребенка веселым и интересным.
5. Узнай сказки, стихи, пословицы и загадки.
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, чтение имеет огромное значение для интеллектуального развития ребенка. Прикосновение к настоящей, а не электронной книге играет значительную роль в формировании внутреннего мира ребенка.
6. Базовые знания о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
7. Имейте базовые пространственные представления (вправо / влево, вверх / вниз).
Дома можно попросить ребенка положить правую руку на левое ухо, а левую — на правое колено и т. д. Во время прогулки по городу вы можете попросить будущего первоклассника описать, что у него справа. , мама слева, за магазином и т.д.
8. Может копировать с образца (действовать по выкройке).
Вы можете нарисовать узор в клетчатой тетради и попросить ребенка подражать ему.
9. Может классифицировать, обобщать и исключать ненужные вещи.
Ребенка можно попросить назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»;попросите ребенка исключить ненужные вещи: «платье, пальто, туфли, брюки».В обоих случаях просьба пояснить ответ.
Постепенно следует приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить его помочь накрыть стол, убрать комнату, заправить кровать и т. д. Проблемы с адаптацией).
Также очень важно, чтобы ребенок знал свой точный домашний адрес и номер телефона и имел базовые представления о правилах дорожного движения.