Бытует мнение, что детям не нужно объяснять их права, чтобы они не мешали правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совершенно неуправляемыми. Однако помните, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать свои права, это помогает в развитии их личности. Не следует пренебрегать своими обязанностями — это помогает им стать ответственными взрослыми.
Конвенция о правах ребенка
Идея о том, что права личности должны быть гарантированы, была безоговорочно принята в цивилизованных странах задолго до принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Только в 1959 г., принятием Декларации прав ребенка, были провозглашены права ребенка как личности, равные взрослым во всех отношениях. В нем сформулировано 10 правил для тех, от кого зависит жизнь и благополучие детей.
В 1989 г. была принята Международная конвенция о правах ребенка. Он признает права детей наравне со взрослыми. Россия присоединилась к конвенции и приняла все ее положения.
Основные положения Конвенции о правах ребенка:
Государство обязуется защищать жизнь, здоровье и благополучие детей. Они считаются объектами особого ухода. Права ребенка, провозглашенные в Конвенции, заключаются в следующем:
— Право на защиту и заботу со стороны государства, если ребенок не имеет родителей или не может выполнять свои обязанности;
— право на равенство;
— право на образование;
— право на свободу слова;
— Право на мнение; право на имя и гражданство;
— право на получение информации;
— право на защиту от насилия и жестокого обращения;
— право на медицинскую помощь;
— право на отдых и свободное время;
— право на дополнительную защиту со стороны государства в случае особых потребностей, например, инвалидности.
В первую очередь родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за обеспечение соблюдения прав и наилучших интересов ребенка.
Как рассказать ребенку о его правах и обязанностях?
Право на информацию, подтвержденное Конвенцией, налагает обязанность предоставлять детям всю информацию об их личных правах. Они должны знать свои права, и о них стоит говорить с дошкольного возраста.
Длинный и скучный перебор вряд ли принесет положительный результат. У детей есть защитная умственная склонность не слышать то, что им не интересно. Воспитание чувства собственного достоинства в любой жизненной ситуации и способность решать проблемы с уважением к себе и другим сделают намного больше для ребенка, когда дело доходит до понимания его прав как личности.
Нарушение прав детей родителями
Когда права детей не нарушаются в семье, это хорошее место, чтобы начать разговор о правах детей. Однако родители могут не осознавать, что их действия препятствуют осуществлению прав детей.
Часто в поведении родителей есть моменты, которые мешают им общаться со своими детьми и повышать самооценку:
— Преобладание приказов и предупреждений влечет за собой неуважение к ребенку;
— Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
— Морализация, обучение и проповедь в сложных ситуациях вызывает у детей скуку и отвращение; Готовые решения, навязываемые родителями, доказывают, что ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с ситуацией, и выказывают ему неуважение;
— Непрерывные лекции и беседы больше не эффективны для детей;
— критика и обвинения заставляют ребенка чувствовать себя неуверенно;
— угадывание и интерпретация поведения ребенка заставляет ребенка отстраняться от контакта;
— Постоянно задавать вопросы мешает ребенку чувствовать себя независимым, нарушает его личное пространство;
— Сочувствие на словах, попрошайничество, использование одних и тех же речевых структур в разных ситуациях заставляет ребенка чувствовать себя равнодушным к своим родителям.
При общении с детьми следует воздерживаться от криков, оскорблений, ругани, демонстрации силы, пророчеств и угроз. Старая истина о том, что с людьми следует обращаться так, как вы хотели бы, чтобы относились к ним, также верна в отношении детей.
Начните говорить о правах и обязанностях детей
Хорошее место для начала — это когда маленькие дети не хотят делиться своими игрушками. В этой ситуации общение должно быть организовано таким образом, чтобы оба ребенка понимали, что их право на игрушки не подвергается сомнению. В то же время важно показать, насколько важно умение вести переговоры.
Первый конфликт из-за желания чего-то, что не принадлежит ребенку, можно превратить в первый урок уважения к другому человеку и его правам.
Сказки как подспорье в воспитании
Сохраненные в сказках переживания человечества станут хорошим подспорьем для родителей. Они являются прекрасной иллюстрацией нарушений прав человека и связанного с этим восстановления справедливости. Их следует не только читать, но и обсуждать с ребенком. Хорошие рассказы помогают удерживать внимание ребенка, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их действий.
Сказки, иллюстрирующие нарушение законов:
— «Золушка» — нарушено право на отдых и оздоровление;
— «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность квартиры;
— «Красная шапочка» — нарушение права на неприкосновенность жизни.
Список можно было бы продолжить. Древняя мудрость, содержащаяся в сказках, может помочь объяснить детям основные права в ненавязчивой форме.
Рисование и уход
Еще один действенный обучающий инструмент — рисование. Психологи рекомендуют использовать его как можно чаще. По детским рисункам можно узнать о проблемах, настроениях и переживаниях ребенка.
Права и обязанности ребенка также можно проиллюстрировать картинками. Качество не имеет значения, персонажами могут быть животные, люди или растения. Родители должны четко понимать, что ребенок хочет выразить с помощью рисунков.
Рисунки позволяют легко проиллюстрировать индивидуальные права и обязанности родителей и детей. Для дошкольника, не умеющего читать, это можно сделать понятно и интересно.
Развлечение как метод обучения
Игра также важна для правового воспитания детей. Детей можно проинформировать об их правах и обязанностях в увлекательной игровой форме. Родители должны знать, чего они хотят в конечном итоге достичь. Игра очень серьезная. Разговоры и убеждения детей менее эффективны, чем игры.
Обязанности ребенка
Ребенок должен знать не только о своих правах, но и о своих обязанностях. Он должен понимать, что у других есть права, которые нельзя нарушать.
Ваша мама имеет право отдыхать, а значит, вы должны ей помочь. Друг имеет право на защиту от жестокого обращения — его нельзя обижать.
Ребенок должен формировать круг приемлемых обязанностей с раннего возраста. Убирать игрушки после игры, наливать кошке воду, снимать посуду со стола после еды — эти обязанности несложные и выполнимые. Суть в том, что они должны выполняться регулярно и с минимальным принуждением.
По мере взросления ребенка количество заданий будет увеличиваться. Однако делать это нужно постепенно, чтобы малыш без стресса справился с увеличением.
Для вашего ребенка лучше иметь одну хорошо выполненную работу, чем несколько случайных. Должен чувствовать ответственность за свою работу. Воспитание чувства ответственности — одна из важнейших задач педагогики.
Равенство в правах — равенство в обязанностях
Уважение в семье — одно из главных условий воспитания. Родители, которые пытаются подавить волю своих детей, даже по лучшим причинам, добьются только внешнего послушания.
Знание о правах человека и ребенка не означает их уважение. Взаимное уважение всех членов семьи, уважение прав не только детей, но и взрослых, выполнение обязанностей не только взрослых, но и детей — вот правила, которые необходимо соблюдать.
Обязанности всех членов семьи, от взрослых до детей, должны быть четко определены.Это поможет воспитать людей, уважающих себя и других.
Когда вы впервые обсуждаете права и обязанности вашего ребенка, важно не прерывать обсуждение этой темы.Возможности могут быть безграничными: каждое действие ребенка является основой образовательной деятельности.