С самого раннего возраста в жизни каждого ребенка появляются разные правила. Они охватывают все — поведение, безопасность, общение и так далее. Некоторые из них становятся железной основой жизни, а другие почему-то не приживаются. О том, как вводить правила, сколько их должно быть и нужны ли вообще, рассказали психологи Центра психологической поддержки образования «ПОЧК Пси» на лекции Клуба экспертов образования.
Когда в нашей жизни появляется новый принцип, мы спрашиваем себя: для чего он нужен и что он мне даст? Если мы не понимаем правила, мы отказываемся им подчиняться. В конце концов, правила — это осознанные и преднамеренные требования к поведению. Правила приоритета разные для всех возрастов. Хотя они в основном заботятся о безопасности жизни маленького ребенка, они помогают старшим детям наладить деловые отношения.
10 вещей, который нужно знать о правилах прежде, чем их вводить
1. Не должно быть слишком много правил.
2. У каждого принципа есть два важных элемента: содержание и форма. Форма зависит от содержания и от того, насколько четкое и стабильное правило для ребенка.
Пример: мать хочет ввести правило очистки для своего ребенка. Первая модель родительского поведения: «Почему у вас в комнате такой свинарник? Противно заходить в вашу комнату!» Второй родительский образец: «У нас есть семейное правило поддерживать порядок в наших комнатах. Я убирала свою. Ваша сестра убирала свою комнату. Будьте вежливы и найдите время, чтобы сделать то же самое». В первом случае, если не считать оскорблений и унижений, ребенок никогда не понимал правил. Во втором случае реакция была достойной, и ребенок наверняка последует ей.
3. Это правило должно быть информативным. «Когда папа спит, мы не шумим!» — это не правило, а требование. Информация отсутствует, потому что нет объяснения.
4. Правило должно быть четким, недвусмысленным и эмоционально нейтральным (без гнева).
5. За нарушение правил есть последствия. Это либо санкции, установленные взрослыми на семейном совете и объявленные ребенку, либо телесные повреждения, полученные во время нарушения с точки зрения безопасности.
6. Детям нужны правила, чтобы укрепить уверенность в себе. Если они есть, мир предсказуем. Неслучайно детям нравится все время смотреть один и тот же мультфильм, даже если они знают его наизусть. Предсказуемость и стабильность — это то, что им нужно, чтобы чувствовать себя хорошо на собственной шкуре.
7. Принципы — это требования поведения, а не требования чувств. Мы не можем ожидать, что ребенок будет счастлив, не рассердится и будет думать определенным образом.
8. Если «правило» не имеет смысла, это не правило, а прихоть или причуда.
9. Реакция на нарушение правил всеми взрослыми в семье должна быть последовательной и согласованной.
10. Правила создают у ребенка чувство защищенности, отсутствие правил порождает недопонимание.
Дошкольный возраст (0-6 лет)
Главная особенность этого возраста — плохая добровольная саморегуляция. Дошкольники очень непосредственны.
«Вы не можете стоять рядом с качелями, потому что при ударе по ним будет очень больно. Если вы один на качелях и кто-то приближается к ним, остановитесь! Вы можете причинить вред другому человеку. Кроме того, объясните им, почему вы не должны подойти к качелям.
Эти правила обычно хорошо понимаются ребенком, когда ему объясняются последствия. А в случае нарушения правил применяются заранее определенные санкции: не соблюдаешь правила — на качелях не качаешься. Для дошкольного возраста характерно то, что дети подражают взрослым как в хорошем, так и в плохом смысле. Поэтому при установлении правил взрослые сами обязаны их соблюдать.
Начальная школа (7-10 лет)
Ребенок приходит в школу и осваивает новое занятие: обучение. Сложность в том, что правила по-прежнему устанавливают взрослые, но родители в этот момент не всегда рядом. Для детей правила, созданные учителем, становятся более важными. Когда дети находят правила понятными и разумными, они с большей вероятностью будут им следовать.Дети обязательно учатся правилам у авторитетных родителей.
Либеральные родители практически не предъявляют требований к своим детям.Они редко применяют наказание, потому что не ожидают, что ребенок будет независимым и самоконтролируемым.Они «дают», а не требуют, следуя мягким методам воспитания.Они относятся к своим детям больше как к друзьям.Либеральный стиль воспитания часто влечет за собой низкий самоконтроль, проблемы с подчинением и плохую успеваемость.
Подростки (11-14 лет)
Такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, но далеки от его жизни.В этом стиле обучения мало или совсем нет правил или требований.Позитивный стиль воспитания создает у ребенка недостатки, которые проявляются практически во всех сферах жизни.У детей низкая самооценка, некомпетентность и знания.