Одаренным детям не легче, чем другим детям. Однако у детей с определенным типом одаренности могут быть разные проблемы с адаптацией. Возможно, именно «академически одаренные» легче всего адаптируются в школе. Они приносят радость своим родителям и учителям. У них нет особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то объяснить, помочь, даже «дать пинок». Их внеклассные интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К интеллектуалам «относятся снисходительно в школах. Они восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике), а иногда прощают свою полную неспособность добиться успеха в чем-то еще (например, грамотность). Они часто радуют школу своими блестящими успехами на Олимпийских играх. … на разных уровнях Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными занятиями, что не чувствуют особой потребности во внимании одноклассников, хотя могут иметь стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников их «таланта»).
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются довольно рано. Если такие ученики добиваются очень высоких результатов в своей области, то из-за плотного графика они практически перестают посещать обычную общеобразовательную школу. Одноклассники и учителя остаются издалека любоваться своими достижениями. Эти дети часто испытывают эмоциональные трудности из-за высокой конкуренции в «рабочей» среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети не находят понимания у взрослых и сверстников в обычных школах и рискуют подвергнуться насмешкам и даже преследованиям. Поэтому решение — поместить их в специальные школы для одаренных людей.
Не все эксперты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок одарен, это не означает автоматически, что он не сможет общаться со своими сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим их детям («О чем я могу с ними поговорить?») Или к своим учителям («Чему они могут меня научить?»). В этом случае возникнут проблемы со связью. Но это цена воспитания семьи, а не проявление творческой одаренности. Чаще других дети с художественными, артистическими и поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в семейном классе, отличием в школе и всевозможной поддержкой учителей.
У всех одаренных детей есть явная потребность в открытиях. Они испытывают яркие, сильные эмоции, когда занимаются определенной деятельностью. Также их отличает необычное целеустремленность, способность длительное время концентрироваться и умение направлять свои действия (в определенной сфере).
Интеллектуальные и творческие таланты напрямую не связаны друг с другом. Известный творческий исследователь Э. Торренс заявил, что если бы мы выявили одаренных детей на основе тестов интеллекта, мы бы исключили 70 процентов наиболее креативных.
В какой области одаренный ребенок добьется успеха? Об этом можно судить на основании наблюдений или результатов специальных тестов. Однако не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или тестов. Лучше предусмотреть условия для широкого проявления его возможностей.
Социальная среда имеет большое значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности человека и его мировоззрение.
Социальные отношения не являются внешними по отношению к человеку, который в них вовлечен; они являются частью, стороной и аспектом личности как социального качества индивида. Если сущность человека, в отличие от всех других живых существ, — это совокупность всех социальных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности — это совокупность определенных социальных отношений, в которые он вовлекается. Эти отношения находятся вне его, то есть в его социальном бытии, а потому возможны, объективны и в то же время находятся внутри него как личности.
Одаренные дети опережают других по количеству и силе восприятия событий и явлений, которые их окружают: они улавливают и понимают больше. В одинаковых условиях они видят, слышат и чувствуют больше, чем другие. Они могут следить за несколькими событиями одновременно. Они не упускают из виду интонации, жесты, позы и поведение других людей. Одаренного ребенка часто сравнивают с губкой, впитывающей самую разную информацию и ощущения. Но эта способность к восприятию идет рука об руку с уязвимостью, возникающей из-за повышенной чувствительности. Их нормальная эгоцентризм заставляет их брать на себя ответственность за все, что с ними происходит.
Родителям нужно много терпения и душевного спокойствия, чтобы справиться с эмоциональными колебаниями одаренного ребенка. Им нужна помощь, чтобы понять, что не все обескураживающие замечания и комментарии имеют прямое отношение к ним, и что люди иногда говорят и действуют безумно, но без намерения причинить вред.
Одаренные дети испытывают глубокую социальную несправедливость из-за их широкого восприятия и чувствительности. Лета Холлингсворт рассказывает об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек, чье восприятие хронически выше ее, всегда находится в стрессе.
Родителям, привыкшим к окружающей среде, трудно усвоить непреодолимое желание одаренного ребенка исправить социальную несправедливость.
Лета Холлингворт внесла значительный вклад в понимание проблем адаптации, с которыми сталкиваются интеллектуально одаренные дети.
Нежелание ходить в школу. Такое отношение часто возникает из-за того, что учебная программа для одаренного ребенка скучна и неинтересна. Расстройства поведения у одаренных детей могут возникать из-за несоответствия учебной программы их способностям.
Развлекательные интересы. Одаренные дети любят сложные игры и не интересуются играми, которые нравятся их сверстникам со средними способностями. Как следствие, одаренный ребенок становится замкнутым и замкнутым.
Совместимость. Поэтому одаренные дети, отвергающие стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти нормы противоречат их интересам или кажутся бессмысленными.
Погружение в философские проблемы. Одаренные дети склонны думать о таких явлениях, как смерть, загробная жизнь, религиозные убеждения и философские вопросы, гораздо больше, чем средний ребенок.
Несоответствие в физическом, интеллектуальном и социальном развитии. Одаренные дети часто предпочитают компанию и игры со старшими детьми. По этой причине им иногда трудно стать лидерами, потому что они уступают последним в физическом развитии.
Этот список был предложен другим исследователем. Уитмор, исследовавший причины слабости одаренных детей, перечислил следующие факторы.
Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокоятся, пока не достигнут наивысшего уровня. Эта функция проявляется очень рано.
Чувство неудовлетворенности. Такое отношение к себе связано с чертой одаренных детей — стремлением к совершенству во всем, что они делают. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто недовольны, отсюда чувство неполноценности и заниженная самооценка.
Нереальные цели. Одаренные дети часто ставят перед собой непомерные цели. Не имея возможности их достичь, они начинают волноваться. С другой стороны, стремление к совершенству — это движущая сила, ведущая к высоким достижениям.
Повышенная чувствительность. Поскольку одаренные дети более чувственны и лучше понимают отношения и связи, они склонны критически относиться не только к себе, но и к другим. Одаренный ребенок более чувствителен и часто воспринимает невербальные слова или сигналы как знак неприятия со стороны других. В результате ребенок часто считается гиперактивным и отвлеченным, потому что он постоянно реагирует на всевозможные раздражители и раздражители.
Необходимо внимание взрослых.Из-за своего природного любопытства и желания учиться одаренные дети часто монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.Это создает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает их тяга к такому вниманию.
Нетерпимость.Одаренные дети часто нетерпимы к детям с низким уровнем интеллекта.Они могут оттолкнуть других комментариями, выражающими презрение или нетерпение.