Процесс усвоения знаний: как правильно донести информацию

process usvoeniya znanij kak pravilno donesti informaciju Блог

Успех любого обучения зависит от того, насколько быстро и качественно человек приобретает новые знания. В этой статье рассказывается, как донести до человека информацию, чтобы ему было легче ее усвоить.

Что такое усвоение информации

Человек ежедневно обрабатывает множество данных, но лишь небольшая их часть хранится в памяти и проявляется в действии. Усвоение информации — основной этап учебного процесса и фактический результат учебной деятельности.

Если у человека высокий уровень ассимиляционных навыков, усваиваемая информация будет для него полной и важной. Ему не нужно будет возвращаться к первоисточнику, чтобы прояснить моменты или дополнить недостающую информацию. Человек все запоминает, воспринимает и понимает именно так, как он это видел или слышал.

Если способность к ассимиляции низкая, информация в сознании человека будет искажена, как в «сломанном телефоне». Он не поглотит всю информацию. Будут пробелы, и чтобы их заполнить, человеческий мозг может даже придумать то, чего вообще не существовало. Человек неправильно поймет, что ему следует передать, и, следовательно, не сможет правильно применить информацию. Все дальнейшие действия, основанные на этом понимании, приводят либо к ошибочным результатам, либо к их отсутствию.

Обучение — сложный психологический процесс. Поняв, как это работает, мы можем повлиять на эффективность этого процесса.

Этапы усвоения новых знаний

Советский психолог С.Л. Рубинштейн разделил процесс обучения на пять этапов.

1 — Восприятие

Сначала проводится вводное чтение учебного материала. Человек получает новую информацию через органы чувств, такие как зрение и слух. Определяет важные объекты и явления на основе поступающей информации и сосредотачивается на важных деталях. Каждой единице информации присваивается связный образ — это основная форма усвоения и познания. Дальнейшее определение значений предметов и явлений осуществляется путем понимания информации.

2 — Осмысление

На втором этапе человек начинает размышлять над полученными знаниями — сравнивает их с известными данными, анализирует и обобщает. Он создает связи между новыми знаниями и предыдущим опытом. Чем больше связей, тем надежнее будет информация в памяти и тем легче будет ее извлечь и применить на практике. С другой стороны, отсутствие ассоциативных связей не даст материалу усвоиться.

3 — Воспроизведение

Восстановление означает извлечение информации из памяти. Это процесс воссоздания образа ранее воспринимаемого объекта. Объясняя и формулируя мысль, мы более четко формируем ее образ и запоминаем детали. Организация обучения должна обеспечивать возможность самостоятельного воспроизведения усвоенного материала.

4 — Применение

Чтобы овладеть ими, недостаточно хорошо усвоить новые знания. Важно уметь использовать новый материал для решения различных задач — стандартных и нестандартных. Главный смысл практики — включить знания в контекст жизни. Применение и повторение важно для развития навыков.

5 — Творчество

Можно сказать, что человек полностью усвоил информацию, если он может преобразовать и улучшить ее, создать логически развивающиеся последовательности, участвовать в исследовательской деятельности, объяснять новые явления и искать лучшие решения на основе конкретных данных.

Описанные выше уровни обучения бывают последовательными и последовательными.

Принципы эффективного усвоения знаний

Чтобы учащиеся лучше усваивали новую информацию, важно создать определенные условия при организации обучения.

Донесите цель обучения [восприятие]

Если человек не знает четкой цели обучения, у него нет интереса или высокой мотивации к обучению. Вряд ли они получат всю необходимую информацию. И наоборот, понимание цели обучения и того, как применить эти знания на практике, вызывает интерес к материалу, в результате чего сохраняется больше данных. Понимание, зачем человеку нужно изучать каждую часть информации, как они могут использовать ее на практике и как это поможет им лично.

Например, будущему фотографу необходимо изучить настройки устройства и камеры, чтобы иметь возможность делать качественные фотографии. А менеджер по продажам изучает потребности клиентов, чтобы сосредоточить на них свое предложение и заключить больше сделок.

Делайте акцент на важном [восприятие]

На этапе восприятия основная мысль запоминается первой, а второстепенные детали игнорируются. Как человеку узнать, какая информация наиболее важна для запоминания? Представляя материал, сосредоточьтесь на том, что важно. Для этого вы можете выделить основную идею в тексте жирным шрифтом или повторить ее несколько раз в своей речи, чтобы сосредоточиться на ней. И только потом «дополните» эту идею второстепенными деталями для полноты картины. В противном случае есть риск, что человек сможет лучше усвоить нерелевантную информацию.

Вызывайте эмоции и создавайте образы [восприятие]

Насколько хорошо запоминаются новые знания, зависит от силы первого впечатления. Например, эмоционально окрашенная информация, интересное событие или история производят более сильное впечатление, чем скучная теория. Такие впечатления намного легче вспомнить по памяти, когда возникнет необходимость.

Обратите внимание на то, как подан материал. Пишите простым языком, добавляйте интересные истории, передавайте образы через фотографии. Используйте диаграммы, когда вам нужно объяснить сложную концепцию. Передать полную картину в тексте бывает сложнее. Если человек не понимает важных деталей, он начнет угадывать и в процессе может ошибиться. Диаграмма помогает ему или ей сразу получить нужную информацию.

Проясняйте термины [осмысление]

Слова, которые человек не понимает, оставят в его уме пробелы и не позволят усвоить материал. Дело в том, что каждое слово — это метка, присвоенная определенному изображению. Когда мы получаем информацию, наш мозг находит нужные нам изображения и строит из них связное и непротиворечивое изображение. Изображения сливаются друг с другом, образуя цепочку причинно-следственных событий. Если вы не знаете значения слова, за словом не будет изображения, а будет пустота. И за эту пустоту следующие слова (ярлыки / изображения) не смогут уловить. Будет непонимание и высокий риск того, что знания будут автоматически отклонены мозгом как не относящиеся к делу.

Объясните любые термины, которые человек может не понять, прежде чем использовать их. Приведите примеры и обратитесь к опыту человека, чтобы мозг мог лучше ассоциировать новую информацию.

Дозируйте информацию [восприятие, осмысление]

Если человек чувствует усталость, его способность усваивать информацию значительно снижается. Чаще всего люди чувствуют усталость во время рутинной работы, когда их внимание долгое время сосредоточено на одной задаче. Эта усталость серьезно влияет на концентрацию внимания и, следовательно, на усвоение новых знаний.

Не перегружайте человека информацией. Представляйте материал короткими модулями и часто меняйте формат — добавляйте в курсы элементы микрообучения. Если обучение проходит в очной форме, должны быть предусмотрены короткие перерывы и созданы условия для физической активности участников. Таким образом, человек может переключить свое внимание и позволить себе немного отдохнуть.

Используйте практические упражнения [воспроизведение, применение]

Упражнения помогают извлекать информацию из памяти. Задайте студенту вопросы по новой теме, попросите студента поделиться материалом курса с кем-то, кого он знает, нарисуйте или составьте его изображение или приведите пример из личного опыта. Эти репродуктивные навыки свидетельствуют о правильном понимании материала.

Например, человек изучил на курсе область небезопасных рабочих мест. Попросите его рассказать вам, какие опасные предприятия он знает в своем районе и почему они считаются опасными. При этом вы ссылаетесь на личный опыт человека на основе новой информации.

Ставьте интересные задачи [применение, творчество]

Данные, извлеченные из памяти, можно использовать для решения практических задач. Погрузите человека в ситуации, когда необходимо применить эти знания, давайте стандартные и нестандартные задания. Когда человек учится применять новые знания, необходимо создавать задачи и ставить амбициозные задачи, в которых он сможет раскрыть свой творческий потенциал.

Как улучшить усвоение информации

  1. Перед тем, как предоставить новый материал, объясните студентам, почему им нужна информация.

Эти принципы обучения важны не только для обучения студентов, но и для повышения эффективности сотрудников в их обучении и рабочих процессах.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий