Проект «Мир ребёнка: взгляд сквозь время»

proekt mir rebjonka vzglyad skvoz vremya Блог

На уроках музыки в начальной школе мы часто слышали песни из «Детского альбома» Чайковского. Прослушивание музыки этого композитора перенесло нас на много лет назад в мир детей девятнадцатого века. Я постоянно сравнивал себя с детьми того времени, и возникал вопрос: были ли интересы детей времен Чайковского, их занятия, игрушки и образ жизни моих сверстников похожими на наши?

Гипотеза: Мир интересов детей XIX и XXI веков совершенно другой, потому что времена изменились, и люди стали жить по-другому.

Цель исследования: сравнить интересы детей XIX века на примере «Детского альбома» Чайковского и XXI века с учетом опыта моих сверстников.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Прочитав песни из «Детского альбома» Чайковского, найдите ответ на вопрос: чем интересовались дети в 19 веке? Какие занятия и игрушки были интересны детям в XIX веке?

С помощью учеников нашей школы мы узнали об интересах, занятиях и игрушках современного ребенка.

Сделайте выводы по результатам исследования.

На первом этапе я изучал историю создания «Детского альбома» Чайковского и его содержание.

Работу над «Детским альбомом» Петр Ильич начал весной 1878 года, когда Чайковский вернулся в деревню из-за границы и посетил семью своей сестры А. И. Давидовы. В свободное время П. Ильич любил играть со своими маленькими племянниками и без устали придумывал для них вечеринки с кострами, салютом и танцами, во время которых сам аккомпанировал им на рояле. Его маленький племянник с трудом освоил фортепиано. Сидя на крыльце, Петр Ильич слышал, как несчастный «пианист» разучивает гаммы и этюды в соседней комнате. Ему стало жаль ребенка, и он решил написать серию легких фортепианных пьес разного характера, обращая внимание на трудности начинающего, легко запоминающиеся, с интересными названиями. Здесь можно увидеть изображения природы и названия детских игр, персонажей сказок и танцевальные мелодии — то, что составляло тогда мир ребенка. Таким образом, детский альбом представляет собой собрание пьес для фортепиано, которые показывают разнообразный мир детей XIX века.

На втором этапе работы над темой мы провели опрос среди детей нашей школы, в котором попросили их ответить на следующие вопросы:

  • Как прошел твой день?
  • Что ты любишь делать?
  • Ваши любимые игрушки.

В исследование были включены 50 учеников 2-5 классов нашей школы. Ответы сверстников позволили мне определить круг интересов современных детей.

Ответ на вопрос «Как проходит твой день?» она нарисовала картину занятий и проблем, которыми наполнен день современного ребенка: дети ходят в школу, гуляют, занимаются спортом и кружками по интересам, разговаривают друг с другом, как телевизор, играют в различные игры — настольные, логические. Особенно часто дети упоминали компьютер — как игрушку, способ познать мир, помочь в решении научных задач.

В девятнадцатом веке ребенок, в отличие от нас, меньше общался со сверстниками, и обучение было для него не таким важным и интересным, возможно, потому, что дети получали образование дома. Но, как и сейчас, ребенок любил играть и узнавать новое.

Мои сверстники среди своих любимых игрушек называли плюшевые игрушки, куклы и машинки. Мальчики любят военные игры, но, в отличие от деревянных солдатиков, их предшественниками стали военные компьютерные игры: например, «шутеры». Вообще компьютерные игры называют многие. И по содержанию они похожи на игры XIX века — кукольные игры, логические игры, «шутеры», детские интересы похожи, но технология другая.

Я обратил внимание на еще одну тему, которую считаю важной: «Отношение к семейным ценностям». Семья во все времена играет огромную роль в жизни детей. Среди важных ценностей мои сверстники также назвали семью и родителей.

Результат исследования: есть много общего в интересах детей XIX и XXI веков: дети любят игры, прогулки, узнают новое, любят свою семью и своих близких.

Но я также обнаружил разницу: в мире современных детей обучение и общение со сверстниками играет большую роль, чем с нашими сверстниками из девятнадцатого века. Возможно, потому, что дворянские дети воспитывались несколько иначе: дома. Дети узнают об окружающем мире не только от взрослых и из книг, но также из Интернета и телепрограмм. Игрушки для детей немного похожи — куклы, мягкие игрушки, но изменения в технологии меняют сами игрушки — например, современные мальчики любят играть с компьютерными «игрушечными солдатиками», куклы для девочек изменились — часто это мягкие игрушки, которые в XIX веке их было мало, их только что изобрели. Даже книги стали электронными!

Вывод: гипотеза не подтвердилась. Интересы детей не зависят от времени их жизни. Потому что ребенок в каждый момент познает окружающий мир разными занятиями, только разными способами познания.

Приложение: Презентация.

Автор: Соловьева Елена, ученица 4 класса «Б» школы №2 города Белоярского ХМАО-Югры. Елену интересует многое: у нее очень хорошие оценки, она участвует в различных конкурсах и соревнованиях, серьезно занимается плаванием, любит путешествовать. Мать поддерживает ее во всех делах. Режиссер: Светлана Анатольевна Шевалдина, учитель музыки высшей категории специальной школы № 2 г. Белоярск Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Работает 22 года.

  • Светлана
  • 17 мая 2011 г.
  • 20760
  • 9

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Уважаемые читатели, оставьте, пожалуйста, комментарий к этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и других пользователей. Получайте по 1 бонусному рублю за каждый комментарий!

Нажмите кнопку социальной сети и поделитесь этой информацией с друзьями.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий