Как правильно общаться с подростками от 12 до 17 лет, какие модели поведения и реплики характерны для этого возраста, определение ролей и межличностных отношений у подростков — об этом в интервью рассказывает психолог Марина Андреевна Жукова.
Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я клинический психолог, специализирующийся на детско-родительских отношениях. Сегодня я хотел бы рассказать вам об этом важном периоде в жизни подростка от 12 до 17 лет. Это период, когда рефералов довольно много, но, наверное, не так много, как следовало бы.
Почему я так широко обозначаю этот период! Существует так много разных периодизаций, каждая из которых рассказывает свою историю. Периодизация получила развитие в основном в советский период, и подростковый возраст начинался не с 12, а ближе к 14 годам. Мы должны помнить, что мир меняется и ускоряется. И то, что было правдой для поколения 60-х, уже не так. Дети действительно раньше растут, объективно. Мне кажется, что более широкий диапазон, который я предлагаю, от 12 до 17, более эффективен при индивидуальном подходе. Если мы считаем, что ребенок не станет подростком до 13 лет, а родитель видит, что его ребенок испытывает некоторые трудности в 12 лет, тогда возникает большое искушение сказать, что нет, ребенок недостаточно зрелый. и настоящие трудности начнутся до следующего года. Конечно, лучше обратить внимание на индивидуальную динамику, и кризисный период может возникнуть в любой момент. Я думаю, что 12 лет — хорошее начало, чтобы обратить внимание на то, что происходит с вашим малышом. Какие это могут быть трудности!
Давайте посмотрим на это с точки зрения полуролевой идентификации. В возрасте от 12 до 15 лет и девочки, и молодые люди могут иметь гендерную ориентацию и пытаться понять свою принадлежность к определенной группе. Для этого им нужно как-то выразить себя. Чаще всего это происходит по какому-то внешнему атрибуту. Это определенная прическа, определенный стиль. Это, например, хорошо понимают те, кто работает в системе образования. Чтобы не провоцировать детей на яркое самовыражение, в школе вводится школьная форма. Это необходимо по многим причинам. Но с одной стороны, это может побудить человека прибегнуть к каким-то крайним формам самовыражения вне школы. Но в то же время он действительно может нивелировать и сделать эти различия менее заметными. Это означает, что, когда мы учимся в школе, условно мы все одинаковы. Это также усложняет процесс самореализации и понимания того, кем является этот человек, и тогда вам придется искать другие способы выразить себя. Очень хорошо, если у подростка помимо школы есть другое место, где он может чувствовать себя нужным и важным. Если, например, ваш подросток посещает клуб или место, где его успехи могут компенсировать его трудности в школе. Неизбежно возникают трудности в школе — будь то успеваемость или отношения со сверстниками. Половое созревание — это всегда период адаптации.
Молодым людям очень трудно как-то продолжить то, что было установлено ранее, возможно, некоторые отношения, которые в детстве казались очень хорошими дружбой, отношения на всю жизнь, естественно меняются, и родители очень часто спрашивают, почему вы не общаетесь с этой девушкой. Вы дружили с ней в пятом классе. Для подростка это совершенно другой человек. Подросток чувствует себя совершенно иначе. Он больше не может общаться с этими людьми. Это тоже очень важно понимать. Помимо межличностных отношений, мальчики одного пола являются основной целевой группой для 12-15-летних. Девочки стараются выглядеть более зрелыми, возможно, более опытными по сравнению со своими сверстниками. Мальчики, мальчики, как правило, еще не очень интересуются этим возрастом, но у них тоже есть своя динамика, своя борьба за власть и авторитет.
Только после 15 лет (это очень условное деление) на парней начинают обращать внимание. Начинают развиваться интимные межличностные отношения. Тогда, вероятно, каждый родитель сталкивается с необходимостью дать своему ребенку какой-то совет, направить его, сказать ему, как это должно быть, возможно, на основе личного опыта, возможно, руководствуясь какими-то собственными моральными ценностями. К этому совету относятся враждебно, что естественно. Каждому нужно время, чтобы понять, какой путь выбрать. Подростку особенно сложно принять что-то от родителей, потому что он объективно зависит от них. Когда 15-летний молодой человек или девушка приходит к родителям, вы должны ценить такое отношение и стараться не раздавить некоторые зародыши своего мнения и ценностей, которые начинают проявляться вместе с вашим авторитетом. Лучше всего просто выслушать и не давать советов, а просто дать понять, что в любом случае ребенок ценен, ребенок важен. Это активное слушание, являющееся психологической техникой, помогает детям лучше узнать себя, не навязывая свои собственные ценности.
Я хотел бы коротко прокомментировать возраст от 15 до 17 лет. Возможно, ближе к 17 годам актуальным становится вопрос профессионального самоопределения. Выбор вуза, выбор будущей профессии. Большинство подростков сталкиваются с большим давлением как со стороны школы, так и со стороны родителей. Создается ложное впечатление, что нужно принять окончательное решение раз и навсегда, от которого будет зависеть жизнь. Конечно, в 17 лет не знаешь, кем хочешь быть всю жизнь. Я считаю, что это очень важно передать ребенку. Что это важное решение, но оно не является безвозвратным. Это не обязательно окончательно, это не смертельно. Многие культуры в этом возрасте предлагают так называемые социальный мораторий. Когда молодой человек или девушка не должны принимать никаких решений, но им дается год, чтобы лучше узнать себя. Путешествуйте, волонтерство в экзотической стране, идите по обмену, изучайте языки. Это означает делать что-то, что помогает лучше узнать себя. Хотя это не является обычным явлением в нашей культуре, мы, тем не менее, можем создавать условия, в которых подростки могут реализовывать себя по-разному, в разных воплощениях. Он поймет, что решение, которое он принимает, несомненно, важно, но не безвозвратно.