Почти каждый родитель борется с проблемой постоянно просить ребенка о еде. «Иди и ешь», ребенок продолжает увлеченно играть.
— Иди поешь, — повторяет мама громче.
«Ты меня не слышишь, я тебе 100 раз говорила», — говорит она, теряя самообладание.
Так почему же ребенок не «слышит», а точнее «не слушает» вас? В чем причина проблемы и как ее решить, давайте решим.
Представьте, что вы убираетесь в квартире и вдруг слышите рычание за окном. Вы прекращаете уборку, подходите к окну и проверяете источник звука. Когда вы видите, как рабочие подрезают деревья, вы возобновляете свои обязанности. Вас больше не отвлекают звуки за окном, вы понимаете, что они на время нарушат тишину, и вскоре вы их не заметите.
А теперь вернемся к малышке. Как часто мы ему что-то говорим, но наши слова не имеют конкретных последствий? Если это часто случается в вашем доме, ваш ребенок начнет пересказывать ваши слова, как вы это делаете с подрезанными деревьями за окном. К сожалению, этот паттерн формируется очень рано! И когда мы хотим, чтобы ребенок выполнял наши просьбы, это прочно укоренилось в его восприятии. Потом мы начинаем нервничать, потом злимся, укоризненно трясем воздух, но за всем этим «шумом» ребенок не понимает сути ситуации! Когда и как мы делаем ошибки? Когда ребенок еще совсем маленький, он только начинает ходить, мы ему говорим, например: «Подари маме игрушку!», Но его внимание уже перебралось на стадо счастливых воробьев и мама сама берет игрушку. Что надо было делать? Верни его внимание к игрушке! Даже если вы взяли их, передавая ребенку, интересующемуся всей ситуацией, вы уже придаете смысл своим словам, ассоциируя их с действием, а не с абстрактным «белым шумом» на заднем плане.
Если у вашего ребенка уже сформировалась такая модель, не отчаивайтесь. Эту проблему можно решить, хотя и не сразу. Изначально попытка вашего ребенка придать словам смысл и смысл посредством действия вызовет у ребенка протест. Ребенок надеется остановиться на этом и поискать брешь. Но если вы будете последовательны в своих шагах, все получится!
Вот несколько правил, которым вы можете следовать, чтобы исправить эту ситуацию:
Правило 1: «Зрительный контакт».
Мозг малышей может сосредоточиться только на одной задаче за раз. Если ваш ребенок увлечен игрой и вы зовете его на ужин, не расстраивайтесь, что он вас не слышит, он на это не способен. Перед тем, как сделать запрос, ВАЖНО установить зрительный контакт с вашим ребенком и переключить его внимание на вас. Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка, а еще лучше — держать его за руку. Назовите его по имени: «Саша, посмотри на меня», «Лена, послушай, что я скажу» и т. д. Если ребенок старше 3,5 лет, стоит попросить его повторить то, что он услышал. . Задачи, которые вы ставите перед собой, делать намного веселее.
Правило 2. «По одной задаче за раз».
Дети не всегда могут следовать порядку просьб родителей. «Возьмите стакан, поставьте его в раковину, затем вытрите стол или разденьтесь, вымойте руки и идите есть». Дети не могут вспомнить весь распорядок и в какой-то момент застрянут. Разбивайте сложные задачи на простые. Дайте ребенку одно задание: «Поставьте стакан на место», и если он это сделает, переходите к следующему заданию.
Правило 3. «Говори на понятном тебе языке».
До 7 лет дети не мыслят абстрактно. А если родители используют такие фразы, как «Вы долго будете считать ворон?», То в своих диалогах маленький ребенок не понимает, что в этой фразе мать побуждает его к действию. Говорите на языке, который является понятным и родным для ребенка, чтобы они могли вас понять.
Правило 4. «Здесь и сейчас».
«Саша, сколько раз тебе говорить, не подходи к старшему брату, не бери его строителя! Вы забыли, как он сломал вам нос, хотите от него вернуть и т. д.
Понятно, что родитель пресытился и хочет положить конец небезопасному поведению ребенка. Но, слушая длинную лекцию, ребенок сбивается с толку и забывает, о чем идет речь. Не нужно напоминать ребенку о «прошлых» грехах. Не стоит пугать малыша предстоящими неприятностями. Это, кстати, ужасный образ мышления. Дети живут «здесь и сейчас», поэтому пытаться воздействовать на них длинными объяснениями бессмысленно. Лучше всего на этом этапе коротко сказать: «Вы не можете разбить здание своего брата. После этого переключите внимание ребенка, поиграйте с ним в прятки, поиграйте в догонялки, предложите посоревноваться, кто может перепрыгнуть через части здания. бумагу лучше расстелить по ковру. Одним словом, найдите более безопасный выход для энергии, которая переполняет ребенка. И самое главное правило — если вы не можете изменить поведение ребенка, измените обстоятельства, провоцирующие опасное поведение. Например, дайте старшему ребенку специальное игровое пространство, в котором его никто не побеспокоит.
Принцип 5. «Будьте последовательны».
Не кричите на своего ребенка, вы заставите его выздороветь, а только страх, беспокойство, плохое настроение, гнев и негодование. Он привык к вашим просьбам в качестве фонового звука за окном. А после собственных эмоциональных всплесков, вероятно, все, что вы почувствуете, — это вину и стыд за свое «незрелое» поведение.
Лучший способ держать эмоции под контролем — быть последовательным. Если ребенок поймет, что о попрошайничестве в течение часа перед телевизором не может быть и речи, он перестанет игнорировать просьбы выключить мультики.
Правило 6. «Предупреждаю заранее».
Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. Отчасти потому, что произвольное внимание (то есть способность заставить волю отвлекаться от интересного к важному) полностью сформировано у ребенка 6-7 лет. Это означает, что ребенок до шести лет не может быстро переключиться с того, что ему интересно (например, передвигать табуреты по полу), на что-то «интересное» для вас (одеться и пойти в клинику). Дайте своему малышу «временный» запас. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет спускаться по горке, прежде чем вернется домой, тогда ваша просьба обязательно будет услышана. Вариант: если ваш сын «не слышит», пора покинуть игрушечную машинку и пойти обедать, предложите игрушечным машинкам посоревноваться между собой и посмотреть, кто быстрее доберется до кухни.
Правило 7. «Напомнить заранее».
У детей сильно развита зрительная память, поэтому вспоминать картинки очень эффективно для усвоения повседневных моментов. Например, к полутора-двум годам ребенок уже может научиться мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте красочные картинки этих трех ситуаций у себя в ванной и в коридоре. Каждый раз, когда вы моете руки, ваш ребенок любит отмечать каждый раз светлым кружком или крестиком.
Правило 8. «Поощряйте желаемое действие».
Наш мозг очень любопытен — он улавливает то, что мы слышим, и сразу же побуждает нас действовать, но часть «нет» не слышна для ребенка. «Не лезь в лужу!» звучит как заманчивое предложение попробовать его глубину. Предложите интересную альтернативу. Например: «Попробуем обойти лужу по узкому бордюру».
Правило 9. «Никаких рывков».
Сколько раз я слышала, как беспокойные матери снова и снова поправляли своего ребенка. «Стой, это собака», «Не падай», «Не пачкайся» — весь день. В какой-то момент ребенок, утомленный давлением, начинает воспринимать речь матери как просто «фон». Постарайтесь подсчитать, сколько раз вы упрекали ребенка во время прогулки. Каких из этих комментариев можно было избежать? Не кричите на него ни о чем, но постарайтесь быть рядом, когда он активен. Поднимитесь с ним по горке, посмотрите, что спрятано в кустах для компании, вместе посмотрите на собаку.Ребенок должен быть уверен, что он «копирует» ваше безопасное поведение.
Итак: не нужно отрицательного отношения!Меняйте их, поддерживайте интерес, мотивируйте, но!И ПОМНИТЕ СЛОВА ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ ДЕЙСТВИЯМИ!Вот когда они приобретают значение и важность.