Под подростковым возрастом понимается особый период онтогенетического развития человека, специфика которого заключается в промежуточном положении между детством и взрослостью. Он охватывает довольно длительный период жизни. Он начинается в возрасте от 11 до 12 лет и заканчивается по-разному в возрасте от 15 до 17 или 18 лет.
Л.С. Выготский предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющих структуру направленности реакции. Например, поведенческие характеристики подростков (снижение успеваемости, ухудшение отношений с родителями и т. Д.) Можно объяснить радикальной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.
Д. Эльконин называет 11-17 лет подростковым возрастом, исходя из критерия смены ведущих форм деятельности. Однако он делится на два этапа: младший школьный возраст (11-15 лет), когда общение является ведущим видом деятельности, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущим видом деятельности становится учебная и профессиональная деятельность.
Следует отметить, что Л.С. Выготского и Д. Эльконин считал половое созревание обычно стабильным, хотя в действительности оно может быть очень бурным. Л.С. Выготский рассматривал время, отделяющее подростковый возраст от средней школы и подросткового возраста, как кризисы продолжительностью 13 и 17 лет соответственно. Д. Эльконин и Т. Драгунов считает 11-12 лет переходным периодом от неполной школы к отрочеству. Д. Эльконин считает, что 15-летний кризис отделяет подростковый возраст от подросткового возраста, а 17-летний кризис отделяет подростковый возраст от взрослой жизни.
Границы подросткового возраста четко не установлены, они индивидуальны для каждого подростка. Вместе с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит большой путь развития: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние возмущения и восхождение он может обрести чувство идентичности. В этот период жизни ребенок закладывает основы осознанного поведения, намечается общая направленность в формировании нравственных образов и социальных установок.
Специфика развития познавательных способностей подростков часто вызывает трудности в обучении в школе: неудачи, неадекватное поведение. Успех в обучении во многом зависит от мотивации к обучению, от того, насколько важно обучение для подростка. Основная предпосылка для любого обучения — это готовность учиться и оценивать себя и ученика. Однако в реальной школьной жизни возникает ситуация, когда подростку не нужно учиться, и он даже активно противится этому.
Очень важно знать особенности познавательной сферы подростка, потому что это необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Руководящие должности начинают заниматься общественно полезной деятельностью и интимным личным общением со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые учебные темы, связанные с профессиональными идеалами и намерениями. Для многих подростков обучение приобретает личное значение.
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток работает с гипотезой при решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе реальности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Собственные интеллектуальные операции подростка становятся предметом внимания и оценки. Подросток усваивает логику мышления взрослых.
Память развивается в сторону интеллектуализации. Дело не в значении, а в используемой механической памяти. Подросток легко усваивает неправильные или нестандартные формы и фразы в речи учителей, родителей, находит нарушение неоспоримых правил речи в книгах, газетах, в высказываниях дикторов радио и телевидения. Подростки способны менять свои высказывания в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурно говорящего человека. Личное понимание языка, его значений и значений индивидуализирует самосознание подростков. Окончательный смысл развития заключается в индивидуализации самосознания посредством языка.
Восприятие — чрезвычайно важный познавательный процесс, тесно связанный с памятью: особенности восприятия определяют особенности запоминания.
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролироваться подростком. Индивидуальные колебания внимания являются результатом индивидуальных психологических характеристик (повышенная возбудимость или утомляемость, снижение внимания после физического заболевания, травмы головного мозга), а также снижения интереса к учебной деятельности.
Взаимосвязь памяти и мыслительной деятельности с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере взросления подростка содержание его умственной деятельности меняется в сторону перехода к мышлению в терминах, более глубоко и всесторонне отражающих взаимосвязи между явлениями действительности.
Содержание психического развития подростка — развитие его самосознания. Одной из важнейших характеристик личности подростка является формирование устойчивого чувства собственного достоинства и самооценки. Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — образ его физического облика, сравнивающего и оценивающего себя по стандартам «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут вызывать у подростков заниженную самооценку и самоуважение, а также вызывать опасения быть недооцененными другими. Дефекты внешности (реальные или мнимые) можно переживать очень болезненно, вплоть до полного отказа от себя и стойкого чувства неполноценности.
Подростки испытывают острую потребность в общении со своими сверстниками. Лейтмотив поведения подростка — стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие таких возможностей часто приводит к социальной дезадаптации и преступности. Оценки сверстников начинают преобладать над оценками учителей и взрослых. Подросток находится под максимальным влиянием группы и ее ценностей и очень переживает, если его популярность среди сверстников оказывается под угрозой.
Пытаясь найти себя в новом социальном положении, подросток пытается выйти за рамки студенческих дел в иную сферу социального смысла.
Молодые люди все больше начинают полагаться на мнение сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность проявляется при контактах с незнакомыми взрослыми людьми, то у подростков напряжение и тревога больше в отношениях с родителями и сверстниками. Готовность жить в соответствии со своими идеалами и развитие этих моделей поведения может привести к столкновениям между подростками и их родителями, а также к конфликтным ситуациям. Из-за быстрого биологического развития и стремления к независимости подростки также испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негатив, негодование и агрессивность подростков являются наиболее распространенными эмоциональными реакциями на незащищенность.
Ситуация развития подростка (биологические, психологические, личностные и характерные особенности) связана с кризисами, конфликтами и трудностями в адаптации к социальной среде. Подросток, не прошедший успешно новый этап психосоциального развития, отклоняющийся от общепринятых норм в своем развитии и поведении, получает статус «трудного» подростка. Особенно это касается подростков с антиобщественным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая слабость, развитие характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость и неблагоприятная внешняя и социальная среда. У подростков развиваются определенные поведенческие реакции, составляющие особый молодежный комплекс: реакция освобождения, которая представляет собой тип поведения, с помощью которого подростки пытаются освободиться от опеки взрослых.
Из вышесказанного следует, что юность — это время активного развития личности, преломления социального опыта через собственный, активной деятельности индивида по преобразованию своей личности, формированию ее «Я». Формирование чувства взрослой жизни и развитие самосознания имеют решающее значение для личности подростков в этот период.
Поэтому подростковый возраст — очень ответственный период, поскольку он часто определяет дальнейшую жизнь человека. Стремление к независимости, формирование личности, развитие планов на будущее — все это формируется в этом возрасте.
Использованная литература:
1. Выготский Л. С. Педология подросткового возраста // Сочинения в 6-ти томах. Т. Детская психология / под редакцией Д. Эльконин. М .: Педагогика 1984. 132с.
2. Семенюк Л.М. Учебник возрастной психологии: учебник для школьников / под ред. Автор: Д.И. Фельдштейн, 2-е исправленное издание. — Москва: Институт практической психологии, 1996. 219с.
3.3) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, Москва, 2000.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детстве // Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.