Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

psihologiya detej starshego doshkolnogo vozrasta 5 7 let Блог

Одна из характеристик старшего дошкольного возраста, как уже упоминалось, — интенсивное развитие абстрактного мышления, умение обобщать, классифицировать, осознавать категории времени и пространства, искать ответы на вопросы: «Откуда все взялось». с? »,« Зачем люди живут? ».

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на способности ребенка брать на себя и играть роли, предсказывать и планировать действия другого человека, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и одновременно целенаправленными. Система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание важности семьи для ее дальнейшего существования.

До 5 лет мальчики могут торжественно заявить матери, что хотят жениться на ней, когда вырастут, а девочки могут выйти замуж за своих отцов. В возрасте от 5 до 8 лет они «женятся» или «выходят замуж» в основном из-за своих сверстников, таким образом воссоздавая форму отношений со взрослыми в игровых ситуациях.

В целом старшие дошкольники общительны и нуждаются в дружбе. В дошкольной группе есть заметное преимущество в общении со сверстниками того же пола, среди которых принятие важно для самооценки и адекватной самооценки.

Шестилетние дети уже знают, что кроме хороших, добрых и ласковых родителей, они еще и плохие. Плохие не только те, кто несправедливо относится к своему ребенку, но и те, кто ссорится и не может общаться друг с другом. Здесь мы находим отражение в специфических для эпохи страхах перед дьяволом как нарушением социальных правил и устоявшихся обычаев, а также перед представителями преступного мира.

Послушные дети, испытавшие возрастное чувство вины за нарушение правил и предписаний по отношению к значимым для них властям, в большей степени подвержены страху перед бесами.

В 5 лет типично преходящее компульсивное повторение «неприличных» слов, в 6 лет дети начинают беспокоиться и сомневаться в своем будущем: «А что, если я некрасива?», «А что, если на мне никто не женится?» , В 7-летнем возрасте появляется тревога: «А успеем?», «Пойдем?», «Купишь?».

Возрастные проявления навязчивой идеи, беспокойства и гиперчувствительности у детей проходят, если родители веселые, спокойные, уверенные в себе и учитывают индивидуальные и половые особенности ребенка.

Следует избегать наказания за неуместные слова, терпеливо объясняя их недопустимость и одновременно создавая дополнительные возможности для снятия нервного напряжения посредством игры. Помогает и дружба с детьми противоположного пола, а в этом и нужны родители.

Спокойный анализ, авторитетные объяснения и заверения развеивают тревожные ожидания детей. Лучше не усиливать подозрения, не отвлекать ребенка, не бегать с ним, не играть с ним, не вызывать физическую усталость и постоянно выражать твердую уверенность в достоверности происходящего.

Как уже упоминалось, однополые родители имеют исключительную власть над дошкольниками старшего возраста. Они подражают всему, включая привычки, поведение и стиль отношений с родителем противоположного пола, которого все еще любят. Таким образом создается модель семейных отношений.

Следует помнить, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, потому что в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к семейным отношениям (а также к отношениям других людей, важно для них).

Авторитет однополого родителя снижается из-за эмоционально неприемлемого поведения ребенка и его неспособности стабилизировать семейное окружение. В придуманной игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль однополых родителей и не хотят делать все как «папа» или «мамочка». Они стараются быть только самими собой или предпочитают быть родителями противоположного пола, что в обоих случаях необычно для старшего дошкольного возраста.

Если детские проблемы, трения и конфликты возникают у однополых родителей по разным причинам, это способствует возникновению проблем, трений и конфликтов в воспитании собственных детей. Например, если девочка в детстве испытала на себе авторитарное влияние матери, она сама станет матерью и будет довольно строгой и принципиальной по отношению к своему ребенку, что заставит ее отреагировать протестными или невротическими расстройствами.

Мальчик, который в детстве не был Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, не может стать Отцом Сына и передать ему соответствующий опыт в области сексуального поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

Кроме того, развод родителей у старших дошкольников более негативно сказывается на мальчиках, чем на девочках. Отсутствие влияния отца или его отсутствие в семье может затруднить для мальчиков развитие навыков общения со сверстниками с учетом гендерных особенностей и вызвать неуверенность, чувство бессилия и замешательство перед воображаемой, но сознательно пугающей угрозой.

Так, 6-летний мальчик из неполной семьи (его отец скончался после развода) боялся Змея Горыныча. «Он дышит — вот и все», — объяснил он свой страх. Под «всем» он имел в виду смерть. Никто не знает, когда может появиться змей Горыныч, появившийся из глубин подсознания, но известно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной мнимой угрозы свидетельствует об отсутствии психологической защиты, не сформировавшейся из-за отсутствия адекватного влияния отца.

У мальчика нет защитника, который мог бы убить змея Горыныча и от которого мог бы последовать примеру, как в сказке Илья Муромец.

Или возьмем случай 5-летнего мальчика, который боялся «всего на свете», был беспомощен и в то же время заявил: «Я как мужчина». Своим инфантилизмом он обязан напуганной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела девочку и не принимала во внимание его стремление к независимости в первые годы его жизни. Мальчика тянуло к отцу, и он старался во всем быть на него похожим. Но отец был отстранен от воспитания чрезмерно усердной матерью, которая блокировала все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Неспособность идентифицировать себя с ролью заторможенного и недостоверного отца в присутствии напуганной и гипер-родительской матери является семейной ситуацией, которая способствует разрушению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы заметили потерянного, застенчивого и робкого 7-летнего мальчика, который, несмотря на наши просьбы, не смог нарисовать всю семью. Он рисовал либо себя, либо своего отца по отдельности, не понимая, что на картинке должны быть и мать, и старшая сестра. Он также не мог выбрать роль отца или матери в игре и быть самим собой в ней. Неспособность идентифицировать себя с отцом и его низкий авторитет объяснялась тем, что мой отец приходил домой пьяный и сразу ложился спать. Это был человек, который «жил за шкафом» — незаметный, тихий, отстраненный от семейных проблем, не занимающийся воспитанием детей.

Мальчик тоже не мог быть самим собой, потому что его чрезмерно усердная мать, побежденная отступившим от ее влияния отцом, пыталась отомстить своему сыну, который, как она утверждала, во всем походил на ее презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым и упрямым. . Излишне говорить, что сын был нежелательным, и это постоянно влияло на отношение матери к нему, которая была строга с эмоционально уязвимым мальчиком, упрекая его и бесконечно наказывая. Кроме того, она чрезмерно оберегала сына, охраняя его и подавляя все проявления независимости.

Неудивительно, что вскоре он стал «вредным» в глазах матери, так как пытался каким-то образом проявить себя, что напомнило ей о прежних действиях ее отца. Это напугало мать, которая не терпела сопротивления, желая навязать свою волю и поработить всех. Она, как Снежная Королева, восседала на троне принципов, командуя, указывая, эмоционально недоступная и холодная, не понимая духовных потребностей своего сына и обращаясь с ним как со слугой. Муж тоже в свое время начал пить в знак протеста, защищаясь от «алкогольной потери жены».

В разговоре с мальчиком мы обнаружили не только страхи, характерные для данного возраста, но и многие страхи, возникшие в прошлом веке, в т.ч. от материнского наказания, тьмы, одиночества и изоляции. Самым выразительным страхом было одиночество, что и понятно. В семье у нее нет друга или опекуна, она эмоциональная сирота с живыми родителями.

Неоправданная суровость, жестокость отца в обращении с детьми, физические наказания, пренебрежение духовными потребностями и его самоуважение также приводят к тревоге.

Как видите, насильственная или преднамеренная замена мужской роли в семье навязчивой матерью не только не помогает мальчикам развить уверенность в себе, но и приводит к отсутствию самостоятельности, зависимости, беспомощности, что подпитывает страх, тормозит. активность и мешает неуверенности в себе.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий