«Это несправедливо! Ты всегда на меня кричишь, даже если я не виноват!» Вам знакомы эти слова? Каждый раз, когда вы отказываетесь в чем-то своему ребенку, ограничиваете это или устанавливаете правила, говорит ли он, что это несправедливо? Бурно реагирует на какие-либо требования и отказывается нести ответственность за свои действия? Чувствует ли он при любых обстоятельствах, что с ним обращаются несправедливо — другими словами, считает ли он себя жертвой?
Такое поведение указывает на то, что ребенок стал жертвой виктимизации. Виктимизационное мышление — это форма сопротивления, при которой ребенок избегает ответственности за свои действия. Такое поведение направлено на то, чтобы вызвать у родителей эмоциональную реакцию: мы невольно задаемся вопросом, не ведем ли мы себя слишком строго или несправедливо по отношению к нашему ребенку, и начинаем чувствовать себя виноватым за то, что каким-то образом ограничиваем его. Вина заставляет нас занижать ожидания в отношении ребенка.
Менталитет виктимизации мешает нам научиться устанавливать здоровые отношения в зрелом возрасте. Чтобы научиться жить в реальном мире взрослых, вам необходимо приобрести новые навыки. Однако сначала нам нужно взглянуть на поведение, которое приводит к мышлению виктимизации.
Что способствует мышлению виктимизации?
Ребенок может использовать иррациональные или ошибочные модели мышления, которые часто негативно влияют на его эмоции и вызывают виктимизацию. Другими словами, когда ребенок думает как жертва, он начинает чувствовать себя жертвой и вести себя как жертва.
Давайте рассмотрим некоторые ошибки мышления, которые приводят к мышлению и поведению, основанным на жертвах.
Позиция жертвы, выраженная такими фразами, как: «Почему вы заставляете меня делать домашнее задание? Я в школе утром, а потом делаю домашнее задание. У меня нет времени на себя. У меня нет времени на моя домашняя работа!» Это отношение выражается следующим образом:
- Обвинять других (обычно родителей);
- Ребенок не несет ответственности за свои действия;
- Постоянные извинения;
- Боритесь за право быть жертвой.
Несправедливость выражается такими фразами, как «Когда мой брат был в моем возрасте, вы никогда не говорили ему убирать в комнате. Это все потому, что он мальчик, а я девочка! Вы всегда относитесь к нему лучше, чем ко мне! Это несправедливо!» Признаки такого поведения могут включать:
- Заявления ребенка о несправедливом обращении;
- Отказ следовать «несправедливым» инструкциям;
- Жалуется, что наказание за неповиновение несправедливо.
Уникальность выражается фразами типа: «Ты меня никогда не поймешь, потому что я не так важен для тебя, как моя сестра! Это потому, что мне не нравится то, что тебе нравится!» Этот паттерн поведения может проявляться следующим образом:
- Заявление о том, что ребенок уникален и не может подчиняться общим правилам;
- Обвинения в том, что родители не понимают ребенка;
- Ребенок сосредотачивается на том, что его неправильно понимают, а не на самой проблеме.
Такие оправдания, как «Ты начал на меня кричать без причины, я разозлился и разбил вазу. Не кричи на меня!» Этот образец поведения проявляется в следующих особенностях:
- ребенок не контролирует себя и утверждает, что ничего не может с этим поделать;
- Указывает родителям не брать на себя ответственность за свои действия;
- Ребенок использует гнев, чтобы получить желаемое.
Родители, постоянно сталкиваясь с таким поведением, начинают верить, что ребенок говорит правду. Это также приводит к нездоровой реакции на поведение ребенка и к уступкам ему. Например, когда ваша дочь отказывается оставаться дома со своим младшим братом, вы сдаётесь: вы не хотите слышать крик ребенка и боитесь, что ваша дочь выльет свой гнев на своего брата. Итак, вы меняете свои планы и остаетесь дома.
Такие ошибки мышления могут заставить ребенка почувствовать себя проигравшим: он может почувствовать себя неспособным измениться и взять на себя ответственность за свои действия. Он не будет чувствовать себя способным к развитию. Следует избегать этого состояния гибели, постоянно напоминая себе, что вы можете измениться в любой момент.
Четыре шага, которые помогут вашему ребенку измениться
- 1. Постепенно меняйте свое поведение. Подумайте, что беспокоит вашего ребенка в жизни и что это может изменить. Например, вы можете помочь им развить привычку рано вставать, заниматься спортом или вести себя вежливо за столом в обеденное время.
- 2. Поговорите с малышом, когда вы оба будете спокойны. Скажите ему, что вы хотите, чтобы он делал: «Я хочу поговорить о домашних делах. Мне трудно делать их самому, и я хочу, чтобы вы мне помогли. У всех нас есть домашние дела, а вы моете посуду. Если вы хотите поиграть в компьютер игры каждый день, вы должны мыть посуду после обеда.
- Поговорите с ребенком спокойным тоном: это не позволит ребенку отругать вас за острую реакцию. Лучший эффект — это когда мы не проявляем эмоций. Однако не ждите, что ваш ребенок безоговорочно примет новые правила. Он может сопротивляться, хотя поначалу может и не сопротивляться.
- 3. Установить штраф за проступок. Пройдет много времени, прежде чем мы избавимся от мышления и поведения, основанного на жертвах. Такое поведение, вероятно, стало для вашего ребенка привычкой, и ваше поведение, вероятно, является ответом на него. Не смотрите рядом с таким поведением, хотя соблазн будет велик. Все мы стараемся избегать трудностей. Однако в этом случае необходимо строго соблюдать установленные правила.
- 4. Поощряйте ребенка действовать ответственно. Сначала изменения могут быть незаметными, но постепенно ребенок избавится от менталитета жертвы. Следует поощрять изменения и развитие здоровых навыков решения проблем. Не забывай это делать.
Помните: перемены никогда не приходят быстро. Когда ваш ребенок поймет, что вы в них верите, он или она постарается оправдать ваше доверие.
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли ответственными и способными людьми, которые справятся с жизненными трудностями. Менталитет жертвы этому не способствует. Но если вы научите своего ребенка брать на себя ответственность за свои действия, вы приблизите его к этому.