Регулярно читая «родительские» интернет-ресурсы по моей профессии, я иногда сталкиваюсь с высказываниями некоторых родителей, которые готовы начать учить своего ребенка чтению, счету и письму — без преувеличения — с младенчества.
Поэтому я хочу отметить добрые намерения родителей в отношении раннего развития (все эти эксперименты по раннему воспитанию обычно приходятся на ум молодых амбициозных матерей-первенцев, редко инициатива исходит от отца) и поговорить об основах детской психологии и физиологии. получить ответ на вопрос «когда начинать» ».
Начнем с любимого родительского занятия — обучения чтению. Конечно, трогательно (для обывателя), когда ребенок 1,5–2 лет декламирует алфавит. Но обо всем по порядку. Ребенок готов учиться читать, когда он четко говорит. Это касается большинства учителей (и Никитина, и Зайцева, и многих других авторов) — начинать учиться читать имеет смысл не ранее, чем через 3 года. Это средний показатель. Есть дети, которые в возрасте полутора лет уже имеют полностью развитую речь и умеют читать в двухлетнем возрасте — но это очень и очень мало, большинство детей «созревают» до 3-х лет, и некоторые — только до 4 лет. Позвольте мне прояснить: начать учиться — значит начать учить буквы. В любом случае ребенок научится читать гораздо позже.
Ребенок, который учится читать до трехлетнего возраста, и ребенок, который учится после этого возраста, делают это по-разному. В первом случае — из-за памяти, во втором — из-за абстрактного мышления. Однако не у всех детей есть естественная возможность научиться читать в раннем возрасте. А если родители будут давить, можно получить обратный эффект — нежелание читать и учить в целом.
И самое главное: да, читать можно в возрасте 1,5-2 лет (если у ребенка развита речь) — но какова цель? Что это будет практически делать? Будет ли это льстить родительскому эго? Начнет ли ребенок читать по умолчанию в 2 года? Однако этого не произойдет до 4-5 лет — опять же из-за специфики умственного развития детей.
С другой стороны, после 6 лет уже поздно: доказано, что ребенку 7-8 лет научиться читать намного сложнее, чем ребенку 5-6 лет. Недаром современные школы требуют от первоклассников хотя бы слогового чтения.
Надеюсь, разрыв очевиден. И никакой спешки … Просто наслаждайтесь общением с малышом. Будете ли вы любить его меньше, если он не выучит буквы в 18 месяцев?
Важно не столько раннее развитие, сколько своевременное развитие. Соответствующий возраст. И вы должны помнить, что у всех детей разный возраст развития. А если соседская девочка читает в 2 года, то не стоит переживать, что ваш 2,5-3-летний ребенок даже почти не разговаривает — просто у них другой темп развития. Родителям такой девочки также нет причин смотреть свысока на менее «продвинутых» детей. Для ребенка, который рано говорит (18 лет), научиться читать в 2-3 года будет не слишком рано (хотя нет уверенности, что ему будет интересно). Для ребенка, который говорит в 3 года, это не только рано, но и преждевременно и малоэффективно.
И все зависит от приоритетов: если упор делается на «обучение», на развитие навыков чтения, это амбиции родителей и ничего больше. Если упор делается на поощрение ребенка к обучению и развитию познавательной деятельности, тогда это конструктивный, респектабельный подход.
Для меня огромная разница, от кого исходит познавательная инициатива: от самого ребенка или от родителей. Если ребенок хочет научиться читать или считать самостоятельно, если он даже считает конфеты в коробке — значит, это его интерес. Если мама в полтора года садится за алфавит, это ее инициатива.
Не делайте для ребенка всего, дайте ему возможность жить по собственному сценарию, а не навязывается родителями. Ребенок вправе выбирать, когда и где обращать внимание.
Первые шаги к независимости Фото:
Проведу аналогию со школьным возрастом: «физик» не должен входить в специализированный класс «гуманистов», и наоборот. Но как узнать в первом классе, что ему ближе? То же самое и с изучением букв в возрасте одного года — что, если ему больше нравится рисовать? (При этом его моторика разовьется, и он будет говорить быстрее.) Или это строго бесчеловечно? Дети разные. Еще одно важное замечание — раннее развитие должно соответствовать природным склонностям ребенка.
А насчет готовности писать — могу сказать, что все добросовестные специалисты (особенно те, кого не интересует финансовое «развитие» ребенка) рекомендуют не учить ребенка писать (максимум заглавными буквами) до 7 лет. , и как говорится «подготовьте пишущую руку»: научитесь рисовать элементы, которые потом пригодятся для написания букв в забавной форме. Если родители не учителя, лучше не начинать учиться писать, потому что переучить ребенка сложнее, чем учить.
Разница в том, что одно дело подготовить перо к письму, а другое — научить его. А до 6 лет рано. Мышцы и структура руки еще не готовы, а физиологические основы полностью сформированы к 7 годам: рука ребенка до этого возраста просто не готова к такого рода нагрузкам. Точно так же, как ребенок не готов сидеть в 3 месяца или ходить в 6 месяцев.
При рисовании и письме от руки задействованы разные группы мышц рук. Если вы заметили, ребенок учится рисовать «поэтапно» — в очень раннем возрасте он рисует «с плеча», затем «с локтя», движениями вытянутой руки, желательно — на больших пространствах. Поэтому наши дети любят рисовать на стенах, это самый удобный для них способ (все равно их легко отучить: купите детям мольберты или повесьте на стены большие листы и пусть они только там рисуют).
Потом идут более точные движения, но все же до 6-7 лет ребенок рисует не пальцами, а целой кистью. Итак, да, многие дети умеют писать заглавные буквы, но письменные буквы — это совершенно другая техника. Кроме того, письмо требует полноценного развития всех мышц рук, а также умения правильно ориентироваться в графическом пространстве. Чем больше ребенок занимается лепкой, лепкой и раскрашиванием, тем легче ему будет научиться писать. Учителя (нормальные учителя) борются не за красоту почерка, а за легкость обучения письму — это другое.
Итак, дорогие мамы и папы, напоминаем родителям: сложная и ответственная задача воспитания не может быть оценена в виде «норм», не говоря уже о достижениях других детей. Руководствуйтесь только собственным ребенком: его желания, его наклонности и предпочтения должны направлять вас в этом море, а не ваши собственные амбиции. Удачи!