«К нам часто обращаются родители, которые замечают задержки в умственном или психоэмоциональном развитии своих детей. Но они приходят к нам довольно поздно, когда ребенку 3 года и старше. Почему не раньше? Потому что они не умеют распознать их на ранней стадии », — Лола Насриддинова, директор общественной организации« Ирод ».
Как происходит психическое развитие в первый год жизни
В то время как физическое развитие ребенка легко определить (когда он может держать голову вверх, когда пытается ползти), психологическое развитие неочевидно, оно едва заметно. Однако социальная и эмоциональная составляющие являются важной частью раннего развития ребенка. На что следует обратить внимание в этом случае?
От 2 до 4 месяцев младенец
— кратковременно отслеживает цветные объекты
— Она начинает улыбаться людям, которые ей нравятся
— Она поворачивает голову на громкий звук
Он напевает, поет и смотрит в лицо мамы
4-6 месячный ребенок
— Проявляет интерес в лице приближающегося человека
— Он смотрит на своих родителей, даже когда они далеко
— Ориентируется на горизонтально движущиеся объекты
— Положительно реагирует на чувствительные голоса
— Улыбается, когда слышит забавный звук (или когда кто-то говорит забавным голосом), любит игры для вечеринок («peek-a-boo»)
6-9-месячный ребенок:
Он начинает лепетать и дольше смотрит на движущийся объект.
— Улыбается знакомым людям, показывая, что узнает их
— Он показывает другим, что знает маму, указывая на нее
— Начинает использовать гласные и реагирует на имя
— Он кладет предмет в рот, рассматривая его
От 9 до 12 месяцев
— Поддерживает зрительный контакт при общении
— следует за объектом, который катится или даже прыгает
— Ему неуютно с незнакомцами, он это демонстрирует
— Ему нравятся партийные игры, и он просит вас продолжать играть
— соответствует названию
— Он понимает, когда вы говорите «Нет!» Не выполняет команды, но понимает
— Во время лепета использует согласные, пытается имитировать звуки взрослых, копирует поведение из ближайшего окружения, повторяет жесты, играет на уроках.
Как помочь малышу в этом естественном развитии
Играйте с малышом каждый день, обнимайтесь, разговаривайте, играйте, пойте, читайте. Научитесь читать настроение вашего ребенка.
Если он счастлив, продолжайте делать то, что делали раньше. Если он расстроен, остановите его и успокойте. Играйте «на взаимность»: когда ребенок улыбается, улыбайтесь сами; когда он издает шум, повторяйте это. Когда ваш ребенок смотрит на что-то, укажите на это и поговорите об этом.
Предоставьте ребенку как можно больше безопасного места для ползания и прогулок.
Детская привязанность — основа гармоничной личности
Долгое время считалось, что эмоции ребенка по отношению к матери и плач в ее отсутствие — это всего лишь естественный страх потерять источник пищи.
Однако в 1960-х годах слово «привязанность» приобрело новое значение благодаря британскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и с самого рождения формируется особая связь, которая закладывает основы для уверенности ребенка в будущем, здоровой самооценки и, что наиболее важно, способности доверять, открываться и быть рядом с другими людьми.
«Мой ребенок»: Как стать супер-папой или Осознают ли папы свою роль в семейных отношениях?
Для развития привязанности ребенок должен много времени проводить на руках матери, чувствовать ее заботу, нежные прикосновения и слова, смотреть ей в глаза. Важно реагировать на плач ребенка, так как это единственный доступный способ сначала сигнализировать о дискомфорте.
Если ребенок не плачет, он чувствует себя уязвимым. В зрелом возрасте переходит в недоверие к близким.
Если социальный или психологический компонент привязанности нарушен, это может привести к различным последствиям в будущем. Специфика поведения в детском саду или школе: трудности в общении, замкнутость, гиперактивность и даже агрессия.
В зрелом возрасте это может привести к трудностям в построении отношений, как профессиональных, так и личных.
Что такое токсический стресс?
Стресс для ребенка — это не только чувство голода или мокрого подгузника, это состояние, в котором ребенок эмоционально заброшен.
Проблема в том, что маленькие дети не могут выразить свои чувства или даже страдания словами, поэтому родители не знают, что происходит с их ребенком.
Но есть некоторые «подсказки», вам просто нужно понаблюдать за его поведением. Если ребенок бесконтрольно часто плачет, плохо спит, избегает зрительного контакта, он может подвергнуться токсическому стрессу, который может даже повлиять на физиологию, например, расстройству пищеварения. С рождения до трехлетнего возраста стресс отрицательно влияет на развитие мозга. Но избавиться от него несложно. Все, что для этого требуется, — это нежный физический контакт и успокаивающий тон голоса.
Эти простые шаги помогают отключить выработку гормона стресса кортизола и, как это ни странно, научат управлять своими эмоциями. И важно не столько количество времени вместе, сколько его качество! Помогите своему малышу чувствовать себя в безопасности с самого рождения!
Нам рассказали о развитии ребенка до возраста:
Доктор Нусрат Ахмед, эксперт по психическому здоровью и развитию детей раннего возраста, директор Центра Надежды (Бангладеш), профессор Университета Ла Троб (Австралия)
Зарина Курбанбекова — специалист по раннему развитию и дошкольному воспитанию, педагог, основатель организации для родителей с синдромом Дауна
Лола Насриддинова, эксперт по раннему развитию детей и директор организации родителей детей с аутизмом.
Дважды в неделю мы напоминаем вам о том, что проводятся вебинары с международными экспертами по вопросам развития детей раннего возраста, особенностей и нарушений развития. Чтобы узнать о предстоящих датах, темах и адресах видеоконференций, посетите страницы Herod и Asia Plus в Facebook.
Отправляйте свои вопросы, сообщения, видео и фотографии в Viber, Telegram, Whatsapp, Imo на +992 93792 45 45.