Вряд ли есть более полный способ занять ребенка, чем книжки-раскраски. Раскрашивание картинок разной степени сложности нравится детям благодаря знакомым темам и персонажам, а также легкости, с которой можно достичь удовлетворительного результата. Раскрашивание позволяет получить красивую картинку, даже если ребенок совершенно не умеет рисовать. Любовь к раскраске и издателям: чтобы скрыть, просто распечатать контур рисунка не сложно и недорого.
Но у некоторых родителей и даже учителей к такому «творчеству» есть вопросы …
- – Проблема в том, что контуры раскрасок ограничивают творческие порывы детей. Они не фантазируют, а просто повторяют вслед за художником. Особенно это касается заданий типа «раскрась по образцу». А в результате, если попросить ребенка что-нибудь нарисовать самостоятельно, – он либо повторит сюжет раскраски, либо вообще не станет браться. Потому что «так красиво не получится», – делится своими опасениями Екатерина Петухова, мама двоих детей. – Мне кажется, что неправильно это, когда солнышко только желтое, а елочка – зеленая. А стол – круглый, ушки – треугольные и так далее… Нет настроения, эмоций, полутонов – и желания думать, искать, пробовать. Мои дети рисуют на больших листах бумаги – прямо на полу. И красками, и карандашами, и мелками. И очень довольны такой свободой. С раскрасками же им скучно.
- «Я не сторонник крайностей. Конечно, согласна, что для развития творческого потенциала лучшее, что можно сделать, – это дать ребенку кисти, краски и бумагу. Но у раскрасок есть другие плюсы. Прежде всего, это прекрасный тренажер для развития твердости руки. А если применить фантазию – раскраска может стать универсальным развивающим материалом. Например, мне очень нравятся раскраски по буквам или цифрам, где определенному символу соответствует определенный цвет. Особенно интересно, если при этом само изображение до раскрашивания угадывается с трудом, и нужно выполнить задание, чтобы увидеть, что же именно нарисовал художник».
- «Раскраска вроде и слишком простое занятие, но сколько пользы она приносит детям! Это и развитие творческих способностей, мелкой моторики, и успокоение нервов. Про нервы чуть подробнее. После активного дня ребенку просто необходимо отдохнуть и расслабиться. А раскраска заставляет даже самого озорного малыша сесть за стол и окунуться в мир фантазии. У нас в саду самые «отвязные хулиганы» очень любят провести время с раскраской и карандашами. Через раскраску ребенок учится подбирать цветовую гамму, запоминает формы, как правильно нарисовать тот или иной предмет или персонаж. Развивает свои творческие способности.
- Раскрашивание страниц поможет ребенку научиться концентрироваться, улучшит внимание и приучит к усидчивости, что очень полезно детям шести-семи лет. Рисование стимулирует творчество ребенка, оно позволяют детям пользоваться своим воображением, чтобы придумывать различные истории, сценарии и создавать свое собственное искусство. А вдруг потом ваш ребенок начнет рисовать комиксы или иллюстрации?»
- «Раскрашивание страниц поможет руке ребенка начать свои движения четко и правильно, подготовит ее к письму. А для детей, которые испытывают затруднения с произношением звуков, а также совсем еще плохо говорят (для малышей), раскраска полезна так же, как кальций для роста! Раскрашивание развивает мелкую моторику, а мелкая моторика непосредственно влияет на речь ребенка. Это я вам как воспитатель логопедической группы говорю. Мы на коррекционных часах много раскрашиваем с детьми, учим их делать это аккуратно и без пробелов. Польза невероятная!
- Понятно, что раскраски не должны замещать обычное рисование карандашами и красками на чистых листах. Лучше всего давать возможность выбора: раскрашивать уже готовый рисунок или рисовать самому. Периодически выбирайте раскраски с аппликациями и наклейками, разнообразя тем самым простое раскрашивание. Но не заставляйте ребенка раскрашивать, если он этого не хочет!»
- Памятка родителям
– Проблема в том, что контуры раскрасок ограничивают творческие порывы детей. Они не фантазируют, а просто повторяют вслед за художником. Особенно это касается заданий типа «раскрась по образцу». А в результате, если попросить ребенка что-нибудь нарисовать самостоятельно, – он либо повторит сюжет раскраски, либо вообще не станет браться. Потому что «так красиво не получится», – делится своими опасениями Екатерина Петухова, мама двоих детей. – Мне кажется, что неправильно это, когда солнышко только желтое, а елочка – зеленая. А стол – круглый, ушки – треугольные и так далее… Нет настроения, эмоций, полутонов – и желания думать, искать, пробовать. Мои дети рисуют на больших листах бумаги – прямо на полу. И красками, и карандашами, и мелками. И очень довольны такой свободой. С раскрасками же им скучно.
Так в чем дело: раскраски детям лучше не давать?
Марина Вальс из Кемерово — многодетная мама, автор различных развивающих материалов и наш постоянный консультант — поделилась своими впечатлениями от «Детской комнаты»:
«Я не сторонник крайностей. Конечно, согласна, что для развития творческого потенциала лучшее, что можно сделать, – это дать ребенку кисти, краски и бумагу. Но у раскрасок есть другие плюсы. Прежде всего, это прекрасный тренажер для развития твердости руки. А если применить фантазию – раскраска может стать универсальным развивающим материалом. Например, мне очень нравятся раскраски по буквам или цифрам, где определенному символу соответствует определенный цвет. Особенно интересно, если при этом само изображение до раскрашивания угадывается с трудом, и нужно выполнить задание, чтобы увидеть, что же именно нарисовал художник».
Воспитатели логопедической группы детского сада № 14 города Кемерово также успешно используют в своей работе книжки-раскраски. И поделитесь своими мыслями.
«Раскраска вроде и слишком простое занятие, но сколько пользы она приносит детям! Это и развитие творческих способностей, мелкой моторики, и успокоение нервов. Про нервы чуть подробнее. После активного дня ребенку просто необходимо отдохнуть и расслабиться. А раскраска заставляет даже самого озорного малыша сесть за стол и окунуться в мир фантазии. У нас в саду самые «отвязные хулиганы» очень любят провести время с раскраской и карандашами. Через раскраску ребенок учится подбирать цветовую гамму, запоминает формы, как правильно нарисовать тот или иной предмет или персонаж. Развивает свои творческие способности.
Раскрашивание страниц поможет ребенку научиться концентрироваться, улучшит внимание и приучит к усидчивости, что очень полезно детям шести-семи лет. Рисование стимулирует творчество ребенка, оно позволяют детям пользоваться своим воображением, чтобы придумывать различные истории, сценарии и создавать свое собственное искусство. А вдруг потом ваш ребенок начнет рисовать комиксы или иллюстрации?»
«Раскрашивание страниц поможет руке ребенка начать свои движения четко и правильно, подготовит ее к письму. А для детей, которые испытывают затруднения с произношением звуков, а также совсем еще плохо говорят (для малышей), раскраска полезна так же, как кальций для роста! Раскрашивание развивает мелкую моторику, а мелкая моторика непосредственно влияет на речь ребенка. Это я вам как воспитатель логопедической группы говорю. Мы на коррекционных часах много раскрашиваем с детьми, учим их делать это аккуратно и без пробелов. Польза невероятная!
Понятно, что раскраски не должны замещать обычное рисование карандашами и красками на чистых листах. Лучше всего давать возможность выбора: раскрашивать уже готовый рисунок или рисовать самому. Периодически выбирайте раскраски с аппликациями и наклейками, разнообразя тем самым простое раскрашивание. Но не заставляйте ребенка раскрашивать, если он этого не хочет!»
Памятка родителям
* Первые раскраски предназначены для малышей. Они многоразовые, на водной основе. Вы окунаете кисть в воду, рисуете — и появляется картинка. Это чудо. И дети счастливы.
* Для детей постарше самые популярные варианты — классические раскраски с принцессами, сказочными персонажами, дикими животными и мультяшными сценками. А еще есть креативные раскраски, где нужно что-то закончить, проявив свою фантазию. Например, дым из трубы в доме, кошачий хвост или человеческий волос.
* Раскраски Антистресс сегодня очень популярны. Это различные геометрические рисунки или мандалы. Их могут выполнять даже шестилетние и семилетние дети. И многие взрослые их любят.
* Школьникам можно предложить раскрасить по цифрам и одновременно повторить подсчет. Однако этот вариант требует настойчивости.