Из года в год родители уделяют все больше внимания развитию своего ребенка, и это неудивительно: школа не за горами, и требования к будущему первокласснику становятся все выше и выше. С трехлетнего возраста ребенок начинает посещать детский сад. Однако присвоение такого прочного «статуса» не должно вводить в заблуждение родителей, которые хотят немедленно пойти в школу, и обременять своих детей утомительными уроками счета, чтения и письма. Конечно, все это понадобится в школе, но многие мамы и папы не понимают, что дошкольный возраст — это, прежде всего, возраст веселья. Часто слышишь от родителей: «Почему ты все время играешь? Делай что-нибудь! А пока играешь — а это самое главное для ребенка. Для ребенка это такой же естественный процесс, как есть, пить, спать. нет другого способа познакомиться с окружающим миром, получить базовые навыки. Игра необходима для развития личности ребенка. Это естественное состояние, потребность детского организма. Игра создает положительный эмоциональный фон. Игра демонстрирует не только индивидуальные способности, но и некоторые особенности личности, необходимые для полноценного развития ребенка. Это игра, которая дает ребенку возможность полностью раскрыть свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал и помогает ему в этом. усваивать и понимать информацию в доступной форме. возраст, ничего не заставишь, быть внимательным и малоподвижным, ребенок просто физически нет он способен на это — все его системы организма находятся на ранних стадиях развития и не подвержены сильному волевому контролю. Но именно игра может быть одним из оптимальных способов развития школьных функций. В жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста он занимает прочное положение как развивающее и формирующее занятие и при методологически правильном подходе к нему может стать универсальным инструментом, обеспечивающим широкий спектр психолого-педагогических воздействий. о процессах развития, обучения и воспитания детей. Наиболее удобная стратегия — использование игровой техники, то есть системы развивающих игр, ориентированных на выполнение конкретных задач, в работе с детьми. Очень важно знать уровень познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка. Компоненты готовности к школьному обучению:
- 1. Социальное развитие: ребенок легко общается, контролирует свое поведение, хорошо адаптируется, чувствует отношение и настроение взрослых.
- 2. Организация деятельности: воспринимает команду, планирует ее действия, доводит работу до конца, умеет оценивать качество своей работы, умеет выполнить задание за 10-15 минут.
- 3. Общее развитие: умеет систематизировать и классифицировать, анализировать причинно-следственные связи, имеет элементарный объем информации об окружающем мире, высказывает собственные суждения и делает выводы.
- 4. Развитие внимания и памяти: удерживает внимание в течение 10-15 минут, легко переходит от одного занятия к другому, запоминает 10 не связанных между собой слов с 3-4 повторениями.
- 5. Развитие речи: правильно произносит звуки родного языка, имеет словарный запас для выражения мыслей, может рассказать сказку или придумать историю на основе картинок.
- 6. Развитие моторики и ориентации в пространстве: в повседневной жизни ведет себя уверенно, движения слаженные и ловкие, хорошо разбирается в пространстве, не вызывает затруднений в работе с конструктором и рисованием.
- 7. Личностное развитие: знает, как себя вести, пытается установить позитивные отношения с другими, может не только развлекаться, но и увлекаться, стремится к успеху, проявляет познавательные интересы.
- 8. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация: различает фигуры, буквы, числа, выделяя их характерные особенности, классифицирует фигуры по форме, размеру, цвету и другим характеристикам, копирует геометрические фигуры, буквы, числа.
- 9. Здоровье: Отсутствие частых простуд и хронических заболеваний, раздражительности; успокаивается, засыпает и спит хорошо; отсутствие страхов, беспокойства, компульсивных движений, выраженных задержек речевого и двигательного развития.
- 10. Определение ведущей руки: степень правши (левши). Чрезвычайно важным аспектом развития личности ребенка также является его психоэмоциональное состояние. Проявляется, как правило, в большом количестве страхов, повышенной тревожности и агрессивности.
Причин негативного психоэмоционального состояния может быть несколько: кризис возраста, несчастная домашняя ситуация (ссоры, конфликты), развод родителей или рождение второго ребенка. По его рисункам можно многое сказать о настроении и состоянии ребенка. Композиция, тематика и цвета рисунка могут стать своеобразным зеркалом эмоционального состояния ребенка. — Очень маленький размер может быть признаком заниженной самооценки. — Большое количество клыков, когтей, рогов и опасно выглядящие заостренные детали могут быть признаком повышенной агрессии. Использование ребенком только черного для окраски при наличии всех остальных цветов, скорее всего, связано с подавленным настроением. Знание основных этапов и норм развития ребенка позволит родителям избежать ошибок в учебном процессе и поможет предотвратить развитие ребенка и возникновение проблем в эмоциональном развитии. Если вы заметили какие-либо нарушения в поведении, интеллектуальном или эмоциональном развитии ребенка и не можете справиться с этой проблемой самостоятельно, как можно скорее обратитесь к психологу. Чем раньше заболевание будет диагностировано и исправлено, тем больше шансов, что оно будет быстро и полностью исправлено.