Развитие креативности у детей

razvitie kreativnosti u detej Блог

Развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей ребенка — залог его успеха в дальнейшей жизни. Навыки, знания и умения, приобретенные в раннем возрасте, облегчают процесс школьного образования, повышают самооценку и помогают развивать способности и таланты детей. Детские психологи и педагоги рекомендуют уделять особое внимание развитию творческих способностей у детей. Специалисты утверждают, что развитое в раннем детстве творческое мышление значительно облегчает процесс решения различных жизненных проблем.

Что такое креативность?

Когда говорят о творчестве, чаще всего имеют в виду способность нестандартно решать проблемы, видеть мир с неожиданной точки зрения и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что творчество присуще каждому человеку. Эта точка зрения не ошибочна: все родители обнаружили, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, часто находят для них очень оригинальные применения. К сожалению, когда дети учатся решать задачи «правильным» стандартным способом, они теряют творческий потенциал.

При правильном подходе творческие способности можно сохранить и развить в любом возрасте. Существуют приемы, которые делают даже взрослых более творческими и учат их действовать нестандартно. Но, конечно, лучшие результаты достигаются, когда начинаешь в юном возрасте.

Развитие фантазии и воображения

Сегодняшние родители сталкиваются с непростым выбором клубов, секций и детских садов, обещающих вырастить из ребенка творческое и нестандартное подразделение. Однако важно понимать, что обучение родителей является наиболее эффективным. Создавая в доме творческую атмосферу и проводя время с сыном или дочерью, родители могут сделать для их развития гораздо больше, чем даже самый опытный учитель!

Развитие творческих способностей начинается с формирования воображения и фантазии. Воображение — это способность представить себе объект и удерживать его в уме. Проявление фантазии проходит в несколько этапов:

  • сны — бесконтрольное воспроизведение образов, которые невозможно контролировать;
  • Сны — контролируемое воспроизведение в сознании образов, вызывающих приятные эмоции;
  • репродуктивное воображение, позволяющее представить образы персонажей из прочитанных книг, образы, описанные кем-то другим, и т. д .;
  • творческое воображение, позволяющее придумывать совершенно новые образы и развивать идеи, которых раньше не было.

Ребенок легко воссоздает в своей голове сказочный мир, искренне сопереживает воображаемым персонажам и легко воспринимает искажения действительности. Взрослому человеку сложнее из-за накопленного опыта и ресурса готовых образов и решений.

Развитие воображения у дошкольников происходит только во время игры. Лучшее время для этого — возраст от 5 до 7 лет, когда воображение активно формируется. Дети дошкольного возраста любят фантазировать и использовать реальные предметы вместо воображаемых. Обычная ветка в одно мгновение превращается в пистолет, стул — в салон машины, а карандаш — в волшебную палочку.

Эти игры обычно не называют «обучающими», но они отлично подходят для развития вашего воображения и фантазии. Затем эти черты проявляются в творчестве, а затем и в других сферах жизни ребенка. Интересно, что чем старше ребенок, тем легче манипулировать воображением.

По мере взросления дети развивают способность манипулировать собственным воображением. Первоначально это возникает спонтанно, когда дети практически не могут фантазировать по собственному желанию. Дошкольники, а тем более школьники, уже способны регулировать поток фантазий, создавая образы по своему усмотрению. Развитие этой способности можно увидеть, наблюдая за творческими способностями ребенка. Когда дети начинают рисовать или вырезать, они придумывают изображения персонажей и добавляют новые детали по мере выполнения работы. Ребенок постарше обычно планирует то, что хочет нарисовать или сделать, он может заранее представить готовую картину будущей поделки и подготовить только необходимые ему материалы для воплощения идеи.

Игры для развития креативности

Воображение можно стимулировать с помощью различных игр:

  1. Конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;
  2. Творческие занятия помогают развить эстетический вкус, учат ребенка видеть конечную цель работы и создавать рисунки или поделки, отражающие воображение;
  3. головоломки помогают улучшить логические навыки и развить умение находить нестандартные решения различных задач;
  4. Ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать постоянные образы, надолго запоминать их и манипулировать ими по своему желанию;
  5. Игры в слова подходят детям с 6 лет, они помогают развивать вариативность и скорость мышления.

Но любая игра будет эффективной только в том случае, если она будет разыгрываться вместе с ребенком, привнося элементы развивающего обучения, стимулируя воображение.

Например, если ребенку не терпится построить дом из конструктора или кубиков, ему следует задать вопросы: кто в нем будет жить, кто будет навещать хозяина дома. Если ребенок вовлечен в процесс воображения, можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.

Иногда детей можно испытать на творческие способности, попросив их придумать собственную историю, решить логическую задачу или сделать поделки. Но ни при каких обстоятельствах не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать это как развлечение, не расстраиваясь и не пытаясь оправдать ваши ожидания.

При развитии детского воображения и фантазии следует придерживаться следующих правил:

  1. откажитесь от желания критиковать процесс и последствия работы ребенка — ваша задача не научить его создавать шедевры, действовать по шаблону, а развивать его воображение;
  2. Не делайте всю работу за своего ребенка, позвольте ему делать это сам;
  3. Не заставляйте ребенка делать то, что ему или ей не нравится, а дайте ему свободу действий, старайтесь держать его занятым, но не заставляйте его строить или рисовать, если он не в настроении;
  4. Постарайтесь найти занятия, которые им не будут утомлять — если им интересно, они получат как можно больше удовольствия;
  5. поощряйте ребенка быть независимым и любопытным, позвольте ему задавать вопросы и искать на них ответы.

Но самое главное — слушайте своего малыша! Выбирайте методы развития воображения, соответствующие его темпераменту, интересам и настроениям. Даже если он не может интересоваться играми, направленными на развитие его творческих способностей, не отчаивайтесь! Представьте себе вместе со своим ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий