Развитие навыков общения подростков со сверстниками

razvitie navykov obshheniya podrostkov so sverstnikami Блог

«Трудный возраст» — это поворотный момент в жизни ребенка, с которым связано множество страхов и заблуждений родителей. Мы склонны неверно истолковывать происходящее с нашими детьми, рассматривая кризис как несчастье, в котором виноваты мы, учителя, подростки или их подозрительное окружение. Но в кризисе нет ничего плохого; Напротив, отсутствие кризиса было бы тревожным сигналом. Механизм человеческого развития таков, что только преодоление кризиса дает возможность перейти на новый уровень — бесконфликтное общение между подростками.

Переходный кризис можно сравнить с экзаменом на аттестат зрелости: мы не можем сдать его ребенку. Он будет стоять один перед экзаменатором. И только приобретенные навыки и знания помогут сдать экзамен. Но подготовить подростка к предстоящим трудностям — это наша лучшая задача.

Основные симптомы подросткового криза у ребенка:

  • Образец постоянных споров и поступков вопреки родителям.
  • отсутствие мотивации и резкие перепады настроения
  • Обида на себя и других
  • Непереносимость прикосновений и зрительного контакта
  • Притормози в школе

Общение в подростковой среде: особенности и нюансы

Каждый возрастной период характеризуется одной доминирующей деятельностью, посредством которой происходит самореализация и качественные изменения, необходимые для перехода к следующему этапу. Психологи говорят, что общение — это ведущая переходная деятельность. Он предшествует формированию и развитию коммуникативных навыков у подростков.

В 12-13 лет стремление к компании сверстников становится непреодолимым: подросток меньше заинтересован в учебе и явно не хочет вовлекать родителей в свои дела. Он сосредотачивается на своих «друзьях», в группе которых он ищет свое место. Контакты с друзьями играют важную роль в качестве дополнительного информационного канала и успешно устраняют пробелы в образовании и общении с родителями. Например, общаясь друг с другом, подростки узнают о гендерных проблемах.

Через контакт со сверстниками общение распространяется от пожилых людей (родителей, учителей) к сверстникам. Степень, в которой подросток успешно научится общаться в одноранговом формате, будет определять его или ее адаптацию к взрослой жизни. Ведь среди взрослых нет «старших» — люди сами принимают решения, берут на себя ответственность и добиваются своего положения среди себе подобных. Подростковое общество в какой-то мере является моделью взрослого общества. Все развитые в нем коммуникативные качества навсегда останутся у подростка — поэтому так важно их своевременное и полноценное развитие.

Психология подросткового возраста основана на двух основных противоречащих друг другу потребностях. С одной стороны, стремление к изоляции, эмансипации и уединению, с другой — непреодолимое желание быть частью сообщества или группы.

Обособленность

Эта изоляция наиболее очевидна в отношениях с родителями. Молодежь становится более замкнутой, молчаливой, не терпит излишнего внимания. Попытки контролировать старших вызывают резкую реакцию. Впервые перед ребенком встает вопрос о самоопределении. Его беспокоит, кто он и что он собой представляет. Первая попытка ребенка к самоопределению — это отрицание: он отрицает, что он похож на своих родителей и «взрослых» с его точки зрения, заявляет, что он другой и хочет быть другим. При этом нарастает чувство болезненного одиночества. Подросток чувствует себя непонятым, нежеланным и брошенным. Это чувство порождает сильное стремление к общению и принадлежности к группе.

Аффилиация

Разделение подростков на группы также вызывает споры. С одной стороны, существует коллективная изоляция и противопоставление «нас» отвергнутому миру «всех», но с другой стороны, внутри самой группы культивируются единообразие и сходство. Члены группы одинаково одеваются, слушают похожую музыку, имеют определенные символы, манеры, сленг и т. д. Несмотря на саму цель группировки — «не быть такими, как все», в группе есть неписаный закон — быть как и все его участники, напоминающие его по произношению и строгой внешности. Об этом свидетельствует любая модная субкультура: панки, готы, эмо и другие, принадлежность к которым обычно идет рука об руку с переходным периодом.

Трудности и риски

Поскольку подростковое общество в миниатюре является отражением взрослого общества, стремления те же: отметьте свое присутствие, займите свое место, завоюйте признание и уважение других. Препятствием к их достижению, как правило, являются чисто коммуникативные трудности, благодаря которым подросток вырастает и учится жить в обществе.

Такие черты характера, как общительность, умение находить общий язык с другими, умение убеждать и достигать собственных целей, способность реализовывать право на собственное мнение и противостоять влиянию окружающих, формируются с раннего детства и развиваются. в течение жизни. Тот, кто ими обладает больше всего, считается сильным человеком и имеет все шансы на самореализацию в любом возрасте и в любом обществе.

Развитые коммуникативные навыки означают для подростков возможность практически безболезненно и безопасно преодолеть трудный период с точки зрения дурных воздействий. Уверенный в себе и социально активный подросток может собрать вокруг себя группу, стать лидером и сделать свои интересы общими. При правильном обучении эти интересы будут включать спорт, музыку, книги и другие полезные увлечения в отличие от алкоголя, курения, наркотиков и мелкого хулиганства, связанного с неудачливыми лидерами.

С другой стороны, если подросток сложный, неуверенный в себе, отчужденный и ему трудно установить отношения со своими сверстниками, он сделает все, чтобы его приняли в группу детей, под влияние которых он попадает. Если компания окажется дисфункциональной, подросток попытается перенять все худшие качества ее сотрудников, чтобы доказать им, что она «в хорошей форме». Нередко таким желанием манипулируют ради развлечения или материальной выгоды.

Развитие навыков общения с помощью групповых тренингов и актерского мастерства

Коммуникативные навыки следует развивать только в группе, желательно в игровой форме. Для этого идеально подходит обучение подростков коммуникативным навыкам, в частности, ряд дисциплин, включенных в курс актерского мастерства, поскольку все упражнения для будущих актеров увлекательны и ориентированы на взаимодействие и общение. Курс также учит, как избавиться от чрезмерного напряжения, как управлять своим телом, речью и голосом, а также развить интуицию и способность мгновенно принимать решения. Работа с классиками мировой литературы, анализ и исполнение роли на сцене приводит к моральным, психологическим и чувственным переживаниям, дает выход юношеской эмоциональности через воображаемые переживания персонажей. Другими словами, ребенок может примерить чужую жизнь и безболезненно пережить чужую жизнь, не пострадав.

Роль группы

Коммуникативный тренинг для подростков имеет важный положительный аспект — саму группу, которая создается искусственно, но объединяется общим делом под руководством опытного педагога. Существование группы уже удовлетворяет потребность ее участников в принадлежности, и отношения внутри нее такие же, как в естественной компании мальчиков. Молодые люди, заинтересованные в совместной работе, получают все необходимое, общаясь друг с другом в неконфликтной среде и направляя свои усилия в конструктивном направлении. Молодежные театры и театральные клубы в школах всегда были популярны и часто служили воспитательным и лечебным средством для «беспокойных» подростков.

Постановка спектакля и ее значение

Самым большим преимуществом актерского мастерства является постановка полнометражного спектакля. Формат выступления позволяет всей группе работать как один большой организм, в котором у каждого есть строго определенная функция, и успех всего дела зависит от каждого из них. В первую очередь, спектакль моделирует межличностные конфликты в общении подростков со сверстниками, учит их нести ответственность не только за собственные достижения, но и за партнера, гример, режиссера и всю постановку.Часто бывает, что форс-мажор на сцене (партнер сошёл с дистанции, погас свет, сломался реквизит и т. д.) Вынуждает принять незамедлительное решение и искать нестандартные способы выхода из ситуации.К тому же это настолько увлекательное занятие, что вряд ли кто-нибудь из детей увлечется им и не разовьет на всю оставшуюся жизнь любви и симпатии к театру.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий