Неожиданность и новизна игрушки в сочетании с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий отпечаток в памяти ребенка.
Самое важное изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Детская память приобретает элементы случайности. Раньше запоминание материала происходит при выполнении некоторой деятельности: ребенок играл и запоминал игрушку, слушал рассказ и запомнил его, рисовал и запоминал названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется особой цели запоминания. Ребенок начинает получать инструкции от взрослого о том, как запоминать или вспоминать, использовать простые техники и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и следить за своим прогрессом. Возникновение произвольной памяти не случайно; связана с возрастанием регулирующей роли речи, с возникновением идеальной мотивации и способности подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также с возникновением произвольных механизмов поведения и действий.
Первоначально цель запоминания устно формулируется взрослым. Постепенно под влиянием опекунов и родителей у ребенка появится намерение вспомнить что-то, чтобы вспомнить это в будущем. И вспоминание становится более произвольным, чем запоминание. Дошкольник, с трудом вспоминая желаемый материал, приходит к выводу, что в прошлом он запомнил плохо.
Ребенок осознает и использует некоторые техники запоминания, изолируя их от привычных занятий. Благодаря специальной подготовке и наблюдению взрослого дошкольники осваивают логические способы запоминания, т. Е. Мыслительные операции. Они могут включать семантическое сопоставление и семантическое группирование, схематизацию, классификацию, корреляцию с ранее известным.
Самоконтроль у ребенка впервые появляется в 4 года. Причем резкое изменение его уровня происходит в переходный период с 4-х до 5-ти летнего возраста. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. Стремление к полному и точному картированию меняется с возрастом. В то время как в 4 года дети самостоятельно исправляют сказки в связи с изменением сюжета, 5-6-летние дошкольники исправляют неточности в тексте. Таким образом, память становится все более и более контролируемой ребенком.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника является появление личных воспоминаний. В них отражаются важные события в жизни ребенка, успехи в занятиях, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Например, ребенок может вспомнить рану, подарок на день рождения или тот факт, что он и его дедушка собирали клубнику в лесу прошлым летом.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте: — преобладает непроизвольная смысловая память;- Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, становится интеллектуальной;- вербально-семантическая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;- Элементы произвольной памяти как способность регулировать процесс сначала у взрослого, затем у ребенка;- разрабатываются условия трансформации процесса памяти в особую мыслительную деятельность,