Развитие познавательной сферы ребенка

razvitie poznavatelnoj sfery rebenka Блог

Когнитивное развитие в раннем детстве характеризуется вербализацией познавательных процессов и созданием основ для дальнейшего формирования их произвольного характера.

Ведущим познавательным процессом в этот период является восприятие. От его развития во многом зависит ход других процессов. Все поведение ребенка обусловлено тем, что он воспринимает в данный момент. Восприятие в раннем детстве очень эмоционально окрашено: увидев привлекательную вещь, ребенок немедленно инициирует импульсивное поведение, подчиненное желанию получить ее и что-то с ней сделать. Л.С. Выготский назвал это явление «визуальным аффективно-окрашенным восприятием, немедленно переходящим в действие».

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивной деятельностью (целостность воспринимаемого объекта), сенсорными паттернами (появлением сенсорных паттернов: звуковые, световые, вкусовые, тактильные, обонятельные) и корреляционными действиями. Другими словами, процесс восприятия состоит в выявлении признаков, атрибутов и свойств, наиболее характерных для данного объекта или ситуации, составлении на их основе определенного изображения и соотнесении этих изображений и эталонов с объектами окружающего мира. Таким образом ребенок учится разбивать предметы на классы: куклы, машинки, мячи, ложки и т. д.

С двухлетнего возраста у ребенка меняется восприятие. Узнав, как один объект влияет на другой, он может предсказать исход ситуации, например, возможность протащить мяч через отверстие, переместить один объект с помощью другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник и цвета, такие как красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия в конце первых лет жизни у ребенка начинает развиваться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности обобщать, переносить опыт, полученный в исходных условиях, в новые, создавать связи между объектами путем экспериментов, запоминания их и использования для решения задач. Полуторагодовалый ребенок умеет предсказывать и указывать направление движения предмета, расположение знакомого предмета и преодолевать препятствия для достижения намеченной цели. А через полтора года появляется реакция на выбор объекта по самым ярким и простым характеристикам: форме и цвету.

В раннем детстве развитие мышления продолжается, постепенно переходя от зрительно-реального к зрительно-образному, т.е. действия с материальными предметами сменяются действиями с картинками. Внутреннее развитие мышления происходит следующим образом: развиваются интеллектуальные операции и возникают концепции.

Для маленького ребенка думать означает действовать. Мышление развивается в практической деятельности и через нее. Действия с объектами постепенно обобщаются, отделяя их от конкретных объектов, на которых они были изначально изучены. Ребенок начинает соотносить свои действия со взрослыми, рассматривая последних как образец. Вначале ребенок умеет абстрагироваться и различать формы и цвета, поэтому, группируя предметы, он в первую очередь обращает внимание на их размер и цвет. Примерно в возрасте двух лет ребенок идентифицирует предметы на основе значимых и нерелевантных характеристик. В 2,5 года ребенок идентифицирует предметы по важным характеристикам: цвету, форме, размеру.

Особенностью раннего детского мышления является синкретизм. Синкретизм означает отсутствие декомпозиции: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельные параметры, воспринимая ситуацию в целом. Роль взрослого в этом случае состоит в том, чтобы извлекать из ситуации и анализировать отдельные детали, на основе которых ребенок позже будет отличать главное от второстепенного.

Зрительно-образное мышление появляется в возрасте 2,5–3 лет и остается доминирующим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано с формированием элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождающейся развитым воображением.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается рабочая память. Умеет играть в простые логические и тематические игры, составляет план действий на короткий промежуток времени и не забывает о цели, поставленной несколько минут назад.

Долговременная память только развивается и полных воспоминаний о раннем детстве почти нет, есть только отдельные образы и эпизоды, которые невозможно идентифицировать во времени и пространстве без помощи пожилых людей, хорошо помнящих эти события. Воображение пока существует только в форме замены одних предметов другими и носит исключительно развлекательный характер. Творческого воображения пока нет, маленький ребенок не умеет лгать и придумывать сказки. Внимание в раннем детстве непроизвольно, и ребенок легко отвлекается и отвлекается.

Развитие речи является одним из основных видов рака в раннем детстве, помимо физической активности.

Развитие речи. К тому времени, когда малышу исполняется год, он уже умеет называть вещи своими именами. У него большой опыт работы с окружающим миром, он имеет представление о своих родителях, о еде, об окружающей среде, об игрушках. Однако из множества свойств слова как понятия ребенок сначала узнает только отдельные свойства объекта, с которым слово изначально связано в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на всю ситуацию. Слово относится к ситуации, а не к объекту, который ее представляет. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой и жестами взрослого и улавливает смысл сказанного ему.

В 11-месячном возрасте начинается переход от предфонемной к фонемной речи и развитие фонематического слуха, который заканчивается в двухлетнем возрасте, когда ребенок способен различать слова, содержащие одну фонему. Переход от предфоники к фонике занимает 3 года и заканчивается на четвертом году жизни. После первого года жизни младенец учится правильно использовать падежи и начинает сначала использовать односложные предложения, а затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может объединять слова в двух- или трехсловные фразы или двухсловные фразы. предложения с подлежащим и сказуемым. Затем, в трехлетнем возрасте, ребенок разовьет грамматический строй речи, овладеет всеми падежами и сможет составлять сложные предложения с помощью служебных слов. Трехлетний малыш может рассказать об увиденном, повторить услышанное и попросить объяснений. При этом есть сознательный контроль правильности произношения высказываний. Ребенка следует побуждать произносить это четко и произносить

Ребенка следует побуждать четко произносить свое произношение, сопровождать совместные занятия эмоционально насыщенным рассказом, стимулировать желание говорить, давая ему команды, связанные с устными высказываниями (говорить кому-то что-то, звонить кому-то).

В возрасте 1,5 лет ребенок уже является активным участником самостоятельной речи и общения с помощью речи. Ребенок обнаруживает, что все вокруг него имеет имя, что все представлено словами, и начинает спрашивать названия предметов или явлений, которые его интересуют. Он сначала использует указательный жест, а затем добавляет к этому жесту устные вопросы. Ребенок учится использовать речь, чтобы управлять поведением других людей и самостоятельно выполнять их словесные инструкции.

На втором году жизни ребенок начинает учить словесные знаки окружающих его предметов, затем имена взрослых, названия игрушек и только потом — части тела, то есть существительные, а в возрасте во-вторых, при правильном развитии он понимает смысл почти всех слов об окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. Е. Определение значения слова, его дифференциация, объяснение и присвоение обобщенных значений связанным с ними словам в языке.

Уже в 2 года дети понимают, для чего нужны предметы домашнего обихода и личной гигиены в их окружении. Поймите общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

Примерно с 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, что говорят взрослые, ему нравится, когда он читает сказки, сказки и стихи.

В возрасте до 1,5 лет ребенок выучивает у терапевта до 100 слов, но редко их использует. В 2 года он знает 300 слов, а в 3 года — от 1 200 до 1 500 слов.

Понимание слов всегда предшествует их использованию в детской речи, поэтому в раннем детстве есть два разных типа лексики: активный и пассивный. Пассивная лексика включает все слова, которые понимает ребенок, а активная лексика — только те, которые использует ребенок. Пассивный словарный запас всегда больше, чем активный. Отмечаются выраженные индивидуальные различия в динамике активного изучения лексики — одни дети начинают говорить намного раньше, другие — позже, что не отражается на их дальнейшем умственном развитии. Более того, было замечено, что в целом девочки начинают произносить последовательные и сложные предложения раньше, чем мальчики.

В развитии речи выделяют следующие этапы:

  • 1) слоги вместо слов («би-би», «ав-ав», «бо-бо»);
  • 2) словесные предложения («Дай!», «На!», «Киса»);
  • 3) предложения из двух слов («Мама ту», «Вуджек стучит»);
  • 4) предложения, состоящие из трех и более слов;
  • 5) правильность высказывания (грамматически согласованные предложения).

Таким образом, основные тенденции развития речи в раннем детстве следующие.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий