Процесс родов — сложный и ответственный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период неонатальным кризисом. Причины неонатального криза следующие: — Физиологические (после рождения ребенок физически разлучен с матерью). Он попадает в совершенно другие условия: холод, яркий свет, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа диеты). — Психологические (психика новорожденного — это совокупность врожденных, безусловных рефлексов, помогающих малышу в первые часы жизни). Какие рефлексы у новорожденного? В основном это дыхательные и сосательные рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы атавистические («цепкие») — они исходят от животных предков, бесполезны для ребенка и быстро исчезают. Ребенок большую часть времени спит.
2. Психологическая характеристика периода новорожденности
Ребенок чувствителен: различает соленый, горький и сладкий вкусы, реагирует на звуковые раздражители. Важным событием в психической жизни ребенка является появление слуховой и зрительной концентрации. Слуховая концентрация появляется через 2-3 недели жизни. Резкий звук, например хлопок дверью, заставляет ребенка перестать двигаться, замирать и замолчать. Позже, в возрасте 3-4 недель, такая же реакция возникает вслух. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову к его источнику. Зрительная концентрация, которая начинается на 3-5 неделе, проявляется точно так же: малыш останавливается и смотрит (ненадолго, конечно) на яркий предмет. Новорожденный ребенок может реагировать на голос матери, которая заботится о нем, видеть ее лицо и развивать с ней эмоциональную связь. Примерно в 1 месяц ребенок перестает смотреть ей в лицо, когда видит свою мать, поднимает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Этот неистовый эмоциональный отклик получил название «одушевленный комплекс». Анимированный комплекс, который включает в себя истинно человеческое качество — улыбку, — определяет возникновение социальной в первую очередь — потребности в общении. Развитие потребности в общении у ребенка означает, что он переходит от новорожденного к младенцу в соответствии с его умственным развитием.
3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущее занятие в младенчестве — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте слаб и совершенно беспомощен. Хотя он был физически разлучен со своей матерью при рождении, он биологически связан с ней. Ни одна из его потребностей не может быть удовлетворена сама по себе: его кормят, купают, одевают в сухую и чистую одежду, перемещают в пространстве, за его здоровьем следят. И наконец общается с ним. Эта беспомощность и полная зависимость от взрослого определяют специфику социальной ситуации младенца. Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно через 1 месяц после криза новорожденного (по некоторым данным, уже через 2 месяца). Повторное появление матери (или другого близкого опекуна) указывает на потребность в общении, которую необходимо максимально удовлетворить. Прямое эмоциональное общение со взрослым создает радостное настроение и повышает активность ребенка, что становится необходимой основой для развития движения, восприятия, мышления и речи. Что делать, если потребность в общении не удовлетворяется или не удовлетворяется? Дети, попавшие в больницу или детский дом, страдают умственной отсталостью. До 9-10 месяцев они смотрят бессмысленно, равнодушно, обращенными вверх, мало двигаются, роются в своем теле или одежде и не пытаются схватить игрушки, которые попадают в их поле зрения. Они апатичны, апатичны и не интересуются своим окружением. Речь появится очень поздно. К тому же даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в физическом развитии. Эти серьезные последствия отсутствия общения в младенчестве называются госпитализацией.
4. Основные линии психического развития ребенка
Сенсорное развитие: Зрительная концентрация, установленная в неонатальном периоде, улучшается. После второго месяца жизни концентрация становится настолько продолжительной, что в возрасте 3 месяцев достигает 7-8 минут.В этом возрасте ребенок узнает формы предметов и реагирует на цвета.Ребенок может следовать за движущимися объектами.В возрасте 4 месяцев он не только видит, но и активно смотрит: на увиденное реагирует, движется и машет.Познавательному развитию ребенка способствуют разнообразные ощущения, которые он получает.Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять их потребность в новых впечатлениях, следя за тем, чтобы окружение не было однообразным и неинтересным.Когнитивное (особенно перцептивное) развитие младенцев, живущих в однообразной среде, немного медленнее, чем у тех, кто подвергается множеству новых ощущений.