Нормализация речевого дыхания. Источником звуков речи является поток воздуха из легких через гортань, горло, рот или нос наружу. Правильное дыхание в речи обеспечивает правильное формирование звука, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения беглости и ясности интонации.
Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Дыхание влияет на беглость речи. Однако часто это зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от способности рационально использовать его в процессе речи. У дошкольников механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией развивается постепенно. Соответственно постепенно развивается и речевое дыхание.
Дыхание через диафрагму и ребра обеспечивает комфортное дыхание во время разговора. В дошкольном возрасте начинайте тренировку диафрагмального дыхания, когда ребенок лежит, поскольку мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается автоматически и спонтанно.
- Упражнение № 1. Ребенок находится в положении лежа на спине. Одна рука на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опускается (опускается).
- Упражнение 2. Исходное положение то же. Вдыхайте и выдыхайте через рот. На вдохе живот поднимается, а на выдохе опускается.
- Упражнение №3. Исходное положение сидя. Расположение рук такое же, как и в предыдущих упражнениях. На вдохе живот надувается, а на выдохе опускается. Ребенок должен контролировать эти движения руками.
- Упражнение 4. Исходное положение стоя. Положение рук такое же, как и в предыдущих упражнениях. Ребенку приходится контролировать движения мышц живота руками. [1]
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различными нарушениями речи. Наиболее частым нарушением речи является тяжелая дизартрия.
Речевое дыхание дошкольника с нарушениями речи отличается от речевого дыхания сверстника с правильной речью: для него характерно ослабление дыхательной мускулатуры, малый объем легких. У дошкольников преобладает грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, и многие дети не могут экономно выдохнуть и завершить (вдох) процесс произнесения речи перед каждым словом. У детей с тяжелой дизартрией явления выдоха речи усиливаются из-за недостаточной иннервации мышц диафрагмы. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, при этом речь обычно быстрая, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает неглубокие судорожные вдохи, активный выдох укорачивается и обычно происходит через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Несогласованность мышц, участвующих в вдохе и выдохе, приводит к тому, что ребенок склонен говорить на вдохе. Это еще больше ухудшает произвольный контроль дыхательных движений, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. [2]
М.Ф. Фомичева, Э. Радина, М. Хватцев, Э.Ф. Рау, О.В. Правдина, А. Максаков и другие.
Задача этой части логопедической работы — систематизировать различные приемы дыхательных упражнений, направленных на увеличение продолжительности и силы выдоха, а затем выдоха во время фонации, произнесения слов и фраз. [1]
Посредством специально подобранных игр и упражнений тренируются выдохи и речь после лечения:
- на уроках музыки при выполнении вокальных упражнений;
- на уроках по развитию речи при выполнении физических упражнений;
- В речевых упражнениях;
- Во время индивидуальных логопедических занятий во время дыхательной гимнастики;
- Во время занятий логопедом, чтобы вызывать и объяснять отдельные звуки.
Цель дыхательных упражнений — научить детей дышать быстро и спокойно, а при выдохе использовать его экономно и плавно.
Поднимая руки над головой ладонями вперед (ладони соприкасаются) — вдох, опускание рук — выдох.
Руки в стороны — вдох, руки перед собой — выдох.
- Вытяните руки вперед перед собой — вдох, опустите по бокам — выдох.
- Локти поднимаем назад — вдох, руки возвращаем в исходное положение — выдох, руки на поясе.
- Фонационные дыхательные упражнения. Для развития речи дыхание учат быть рациональным, экономичным, чтобы производить выдох при произнесении звуков, произношении слов и фраз.
- Предлагает долгое время проигрывать различные звуковые имитации на одном дыхании. Начните с гласных звуков и их комбинаций. Гласные следует усиливать, а выдох — расширять. Сначала произносят на одном дыхании одну гласную, потом две, а потом все чаще и чаще до пяти гласных. Следующий шаг — произносить длинные согласные, имитируя различных животных или насекомых (® жук, ® комар и т. д.).
- Речевые дыхательные упражнения. На заключительном этапе работы над дыханием в упражнения вводятся слоги, слова, фразы, катрены и т. д. Цель этого этапа — распределить экономический выдох по всему высказыванию и сохранить структуру темпа. ритм и звуко-слоговая структура высказывания.
-