В возрасте 6-7 лет у большинства детей хорошо скоординирована общая и тонкая моторика, что обеспечивает развитие у ребенка основных двигательных функций и свободу их реализации. Развитие кинестетической функции должно позволять ребенку заниматься культурно-гигиенической самообслуживанием, свободно реализовывать идеи в продуктивной деятельности и воплощать графические образы. Развитие этой функции играет важную роль в развитии речи и готовности к школе.
При подготовке ребенка к школе важное значение приобретают процессы связного письма и связной речи. Кинетическая (динамическая) функция, обеспечивающая эти процессы, обычно развивается до 7 лет, но может быть недоразвита у детей с индивидуальными особенностями развития, таких как медлительные дети. для развития этой функции нужны специальные упражнения; регуляция мышечно-тонических процессов; развитие графических движений и двигательных игр. В 6-7 лет межполушарные взаимодействия могут быть еще слабо развиты. Признаки «взаимозаменяемости» сторон исчезают по мере возрастания роли одного из полушарий (его доминирования) и могут сохраняться до 8-9 лет. Следует помнить, что пространственные представления имеют сложную, многофакторную структуру, и развитие некоторых компонентов этой функции может быть отложено до 10-12 лет. Объединение двигательных функций с функциями речи и памяти, с функцией программирования и контроля собственной деятельности, с мотивационной и личностной сферой гарантирует, что двигательные системы ребенка способны выполнять символическую координацию, которая позже потребуется для процессов обучения.
Социальное и личностное развитие
Дети со временем развивают самокритику, осознание себя, что повышает их ожидания в отношении самих себя, своего успеха и своего социального положения. Изменения их психики характеризуются утратой беспечности, которая проявляется в качественных изменениях сознания при переходе от детской непосредственности к школьной зрелости. Ребенок способен воспринимать трудности в отношениях, но не всегда может изменить способ общения в соответствии с ситуацией. Повышение физических возможностей и уровня развития сенсорных процессов позволяет ребенку приобретать вербальные и невербальные коммуникативные навыки (посредством жестов, позы, интонации голоса). Развитие вариативности коммуникативного выражения лучше всего достигается с помощью телесно-ориентированных упражнений и ролевых игр. Однако для этого требуется развитие семантического пространства психических состояний.
В возрасте 6-7 лет возможен переход от базовых эмоций (страх, радость и т. д.) К более сложным эмоциям (восторг, удивление, ревность, тревога, бодрость и т. д.) И умение произвольно выражать эмоциональные состояния. . Умение более точно усваивать нюансы эмоциональных состояний расширяет сферу детского воображения.
Развитие способности контролировать свои эмоции и адекватно их проявлять создает более устойчивый эмоциональный фон ребенка — эмоциональную устойчивость. На этой основе более эффективно развивается умение дифференцировать восприятие, внимание и аналитическое мышление, что является условием формирования интеллектуальной зрелости ребенка.
По мере того, как отношения ребенка с другими становятся более сложными, сообщество развивается как механизм формирования социальной зрелости. С 6 лет дети осознают, что у других людей могут быть разные точки зрения, и у них развивается понимание значений. У ребенка развивается способность рефлексировать, мотивировать собственные действия и выражать собственные интересы. Следовательно, необходимо развивать способность ориентироваться в новой среде, понимать различную природу отношения к ней других, способствовать толерантности; обеспечение освоения различных способов разрешения конфликтных ситуаций; проявление эмоциональной открытости, сопереживания; поощрение общения с помощью выразительных средств; развитие способностей и навыков сдерживания или декларирования своих потребностей; избегание нежелательных контактов. Таким образом, посредством обогащения эмоционального и сенсорного опыта и развития социального «я» достигается целостное формирование личности — социальная компетентность. Необходимо побуждать ребенка обобщать опыт, который он или она приобретает в процессе приобретения личного опыта. Обобщение переживаний, сопровождающееся развитием рефлексии, приводит к различию между самореальным и идеальным. При этом самореализация явно снижается. Самоуважение как главное новое образование развивается. Эти изменения в самооценке ребенка приводят к развитию социального интеллекта.
Развитие внеситуационного и личного общения выводит межличностные отношения на более высокий уровень и создает иерархию мотивов. В результате иерархии мотивов появляются новые возможности саморегуляции, обеспечивающие возникновение «позиции школьного учителя».
Когнитивное и языковое развитие
Психолого-педагогическое сопровождение разграничения зрительного и объективного восприятия в возрасте 6-7 лет должно привести к трансформации телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое.
В 6-7 лет потребность в теоретических знаниях еще не формируется. Темы познания и обучения не имеют большого значения. Следовательно, начальный процесс обучения должен основываться на способности ребенка отслеживать изменения в образце личного опыта. Возникновение познавательной потребности у ребенка происходит в процессе приобретения элементарных теоретических знаний при выполнении простейших учебных действий вместе со взрослым. Использование таких методов, как эксперимент, опыт, исследовательская деятельность детей — условия, которые, во-первых, позволяют ребенку предвосхищать дальнейшие открытия и поддерживать познавательную активность на высоком уровне, а, во-вторых, предоставляют ребенку свободу выбора, для чего он отвечает, будет способствовать развитию значимых компонентов мотивационной сферы. -требовательности детской психики.
Следует учитывать, что волевой активности дошкольников еще недостаточно. Поэтому в некоторых случаях необходимо привлекать взрослого, который периодически поддерживает направление самостоятельной деятельности ребенка.
В этом возрасте по-прежнему преобладает непроизвольная память (запоминается то, что интересно, а не то, что нужно запоминать). Осведомленность о процессе запоминания и припоминания должна быть сознательно развита.
К 6-7 годам ребенок должен уметь развивать как диалогическую, так и монологическую речь. Неправильное понимание информации, полученной через ухо, может быть вызвано неправильным развитием речевой активности, а точнее некоторых ее процессов. Эти компоненты представляют собой слухово-речевую память, которая обеспечивает слушание и сохранение информации; фонематический слух, обеспечивающий распознавание звуков и артикуляции, которые в норме уже должны быть сформированы. Кроме того, не у всех детей своевременно вырабатывается кинетическая функция (динамика процесса), что обеспечивает линейность выражения и последовательность не только речи, но и мышления, в результате чего дети могут не воспринимать полноценную взрослую позицию.
В этом возрасте система восприятия ребенка переходит на качественно новый уровень организации, позволяя ему формировать представления о неизвестных объектах на основе имеющихся паттернов. В 6-7 лет у детей появляется желание и умение отклоняться от нормы, сочетать закономерности (предметные, телодвигательные (физические), речевые, эмоционально-аффективные, зрительные, музыкальные и др.)
Художественно-эстетическое развитие.
В этом возрасте система восприятия ребенка переходит на качественно новый уровень организации, позволяя ему формировать представления о неизвестных объектах на основе существующих стандартов. В 6-7 лет у детей вырабатывается желание и способность отклоняться от нормы, сочетать закономерности (предметные, телодвигательные (физические), речевые, эмоционально-аффективные, визуальные, музыкальные и др.)
Чтобы искусство и эстетическая деятельность созрели как психологическая составляющая этого процесса, необходима внешняя мотивация. Поэтому необходимо приобщать детей к какой-либо творческой деятельности, способствующей формированию их эстетического сознания.
Программа развития дошкольников в Центре реализуется с учетом специфики развития ребенка 6-7 лет и включает в себя следующие занятия: психологией, гимнастикой, развитием речи, обучением чтению и письму, социальным и эмоциональным развитием, математика (формирование элементарных математических понятий), английский язык, музыка, искусство (рисунок, скульптура, коллаж), начертание.
Цели и задачи, а также содержание воспитательной работы всех возрастных групп были ориентированы на конечный результат — всестороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение дошкольниками уровня развитие, необходимое и достаточное для эффективного участия в общеобразовательных программах начального образования, основанное на индивидуальном подходе к дошкольникам.