С момента рождения каждому человеку необходимо длительное время для нормального развития, не только для того, чтобы о нем заботились и удовлетворялись физические потребности в пище, тепле и безопасности, но и для того, чтобы иметь возможность общаться с любимыми людьми.
Благодаря этому общению передаются ценности, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других, контролировать агрессивные импульсы и не причинять вред себе и другим, достигать целей, уважать свою жизнь и жизни других. Эти духовные ценности можно увидеть только в том, чтобы рассказать о событиях из жизни взрослых и детей.
Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, также важны функции переаттестации, компенсации и реабилитации, цель которых — вернуть ребенка к его психофизическому и социальному состоянию и облегчить его социальную адаптацию.
Для оказания полноценной психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду в домашних условиях родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия с ребенком.
— Для ребенка-инвалида (независимо от диагноза) очень важно развивать телесные чувства и физическую активность.
Для этого можно использовать следующие простые приемы:
— раскачивание ребенка (в гамаке, одеяле, качелях и т. д.) С чтением стихов, стишков и песен;
— качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, опираясь на ноги, руки, сидя);
— ходьба по различным поверхностям (камни, песок, губки, каштаны, горох, массажные коврики и т. д.)
— скалолазание, лазание папы, мамы, эмоционально-выразительные ласковые игры (накрытие простыней, прикосновения и т. д.);
— развитие чувства руки (рисование на руке, отпечатках ладоней, следов, лепка соляной массой и пластилином);
— кататься на велосипеде;
— игра с мячом (подбрасывание вверх, вдаль, перекатывание, ловля, пинок, использование различных сил («Бей, как слон», «Бей, как мышь»);
— массаж рук до локтя и массаж стоп до колена с использованием контрастов (суджок и резиновый шарик для прокола, зубная щетка, кисточка для макияжа и т. д.)
— Общаясь с ребенком, используйте простые короткие предложения. Сопровождайте все повседневные ситуации, показывая объект и короткое предложение + естественный жест. Например: «Это тарелка. Давай поедим» (жест рукой в рот) или «Это мыло. Давай помоем руки» (жест потирания рук).
— Один из самых простых и эффективных методов — вовлечь ребенка в игру (то есть попытаться поддержать его игру и присоединиться к ней) — повторять то, что он делает, ждать его реакции, развивать эмоциональную реакцию и последовательность игры. Постепенно, поскольку коллективное внимание к игре уже присутствует, необходимо включать игры с правилами.
— Вы можете использовать элементы «удерживающей терапии», например, держать ребенка на коленях в течение длительного времени, рассказывать истории из реальной жизни, петь мелодии, раскачивать их, гладить, гладить, пытаться установить зрительный контакт. Постепенно включайте все новые и новые истории — короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь зарядить ребенка эмоциями (сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т. д.)
— По возможности предложите ребенку участвовать в домашних делах — пылесосить, наливать сок в стаканы, мыть посуду или небольшие предметы одежды. Можно предложить ввести обязательство в распорядок дня ребенка (например, раздавать столовые приборы всем членам семьи до обеда).
— Условием развития речи у детей является стимуляция речевой деятельности. Предложите ребенку выбор, ограниченный двумя или тремя вариантами: «Будете ли вы есть йогурт или кашу? Вы наденете красный свитер или рубашку?» и т. д. Первоначально реакцией может быть взгляд на интересующий объект, а позже — указательный жест. Поговорите с ребенком о том, что вы видите сейчас, что вы будете делать вместе и как вы относитесь к тому, что вы видите. Не игнорируйте его или ее чувства: «Тебе больно? Покажи мне, где болит. Дай погладить ее, помилуй ». Точно так же работай с положительными эмоциями (где ты был, что видел, что понравилось).
— Развивайте слух: прислушивайтесь к повседневным звукам (ветер, дождь, скрип дверей, телефон, уличный шум, кипящая и шелестящая вода). Вы можете вместе с ребенком издавать звуки, используя такие предметы, как деревянная или металлическая ложка или палка, чтобы постучать по предметам в доме. Расскажите ребенку о различных звуках.
— Требования должны быть четкими и последовательными. Обсудите их со своей семьей и убедитесь, что все взрослые внимательно следят за ними. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Убедитесь, что ваш ребенок соблюдает инструкции (возьмите игрушку — поиграйте — положите обратно). Чтобы развить осознание пространства-времени, произнесите вслух, что вы и ваш ребенок делаете (сначала просыпаетесь, умываетесь, завтракаете, играете, идете на прогулку и т. д.), Классы (с картинками, указывающими на то или иное действие).
— При обучении новым знаниям (введении новых понятий) может использоваться трехступенчатая система уроков:
— называть четко, медленно (позвольте ребенку потрогать, попробовать на вкус и т. д., т.е. вызвать как можно больше ощущений (развить межсмысловую интеграцию)). Например, ребенку сначала показывают лимон: «Это лимон.
— Действовать с предметом (дать, спрятать, найти, положить и т. д.). Например: «Давайте коснемся лимона рукой, щекой, лбом? Он гладкий? Понюхайте лимон. Он ароматный. Попробуйте лимон. Кислый. Скатайте лимон в рулет. Он вращается. Положите лимон на тарелку. Дай лимон папе «.
— Задаем вопрос: «Что это?». (отвечает ребенок).
— Не ставьте несколько целей, а лучше разбивайте их на несколько более мелких задач, которые вы решаете постепенно: переходя от одной к другой.
— Ведите здоровый образ жизни на протяжении всего воспитания ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкий распорядок дня).
— Создавайте и поддерживайте дружескую, терпеливую и заботливую семейную атмосферу, которая мягко направляет действия ребенка. Тщательный уход и правильная организация занятий оптимизируют развитие ребенка.