Быть ребенком тяжело. Это огромная, непрерывная и трудная работа — взросление: открытие мира, знакомство с людьми, обучение любви. Многие наши несчастья происходят из-за того, что мы не понимаем, не уважаем и не чувствуем эту сложность. Мы часто оставляем их наедине с огромным миром, который они еще не поняли.
Чтобы хорошо вырастить ребенка, нужно его очень хорошо знать. Для этого вам нужно уметь замечать мелочи в поведении детей, которые проливают свет на возникающие черты характера, тонко улавливать изменения в уме, чувствовать тонкие изменения в настроении.
Главное в воспитании маленького человечка — добиться душевного единства, нравственного отношения между родителями и ребенком. Родители ни при каких обстоятельствах не должны позволять образовательному процессу идти самостоятельно и оставлять повзрослевшего ребенка наедине с собой в более старшем возрасте.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он или она могли видеть, что взрослые не отклоняются от теории и практики.
Семья — это не только место рождения ребенка, но и его основная среда и его развитие. Будет ли воспитание положительным или отрицательным, зависит от семьи.
Каждой исторической эпохе свойственны разные стили воспитания. Это зависит от того, какой тип личности интересует общество.
В психологической литературе выделяются следующие стили семейного воспитания: примирительный, состязательный, разумный, профилактический, контролирующий, сострадательный и гармоничный. Стили семейного воспитания формируются под влиянием объективных и субъективных факторов, а также генетических особенностей ребенка. На выбор стиля воспитания в семье влияют: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую родители используют для воспитания своих детей, их уровень образования и моральных принципов семьи.
Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребенка и имеет большой потенциал. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, вера в себя, в свои способности и способности, умение справляться с трудностями. Только в теплой и дружеской семейной атмосфере рождаются эти качества. Глядя на детей, можно понять, какие они родители и в какой семье воспитываются. Семейная жизнь разнообразна. Нет семьи без проблем и трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно уважать такую чуткую, податливую детскую душу и серьезно относиться к учебному процессу.
Жизнь доказала, что несчастья детей, а затем и взрослых — результат ошибок в семейном воспитании, главная из которых — отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Важно, чтобы детей любили такими, какие они есть.
- Ребенка постоянно критикуют и учат. (ненавидеть).
- Ребенок живет в неприязни, учится. (быть агрессивным).
- Ребенок живет в угрызениях совести, учится. (жить с чувством вины).
- Ребенок растет в толерантности, учится. (поймите других).
- Ребенка хвалят, учится. (быть благородным).
- Ребенок растет в честности, учится. (чтобы быть справедливым).
- Ребенок благополучно растет, учится. (верю в людей).
- Ребенка поддерживают и учат. (ценность сама по себе).
- Ребенка высмеивают и учат. (быть отозвано).
- Живя в понимании и дружбе, он учится. (найди любовь в мире).
Но родительская любовь также бывает многих разновидностей: нежная любовь, гнетущая любовь, любовь к вниманию. Это варианты безобразной любви. По этому поводу выдающийся просветитель В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет образовательной мудрости, любовь матери и отца обезображивает детей».
Искупительная любовь — самое печальное в отношениях между родителями и детьми. К чему это могло привести? Ребенок не знает таких терминов, как «могу», «не могу», «я должен». Можно все. С годами она твердо верит, что приносит радость всем окружающим, просто находясь рядом.
Гнетущая любовь еще страшнее. С ранних лет представление о добре у ребенка искажается, он перестает доверять людям. Из-за постоянных насмешек, угрызений совести со стороны родителей ребенок становится ожесточенным. Нетрудно догадаться, что он вырастет бездушным.
В семье, где родители расплачиваются по долгам, царит атмосфера душевной пустоты и бедности. Они считают своим долгом удовлетворять материальные потребности своих детей. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет своим детям достаточно внимания, их сердца закрываются для нежности, сострадания и милосердия.
Когда родители понимают, что формирование личности ребенка во многом зависит от них самих, они следят за тем, чтобы все их действия и поведение способствовали передаче ребенку характеристик и понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Этот процесс воспитания можно считать вполне осознанным.
Памятка для родителей:
- Примите ребенка таким, какой он есть, чтобы он при любых обстоятельствах мог быть уверен в том, что ваша любовь к нему прочна.
- Постарайтесь понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, как есть.
- Убедите ребенка в том, что он может добиться всего, если верит в себя и много работает.
- Поймите, что сначала вы должны винить себя в любом проступке со стороны вашего ребенка.
- Не пытайтесь «лепить» своего ребенка, а проживите вместе с ним жизнь; воспринимайте их как личность, а не как объект образования.
- Чаще вспоминайте возраст вашего ребенка.
- Помните, что учат не слова, а личный пример.
- Рассчитывайте на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и умным. Он не лучше и не хуже, он другой, неповторимый.
- Относитесь к своему ребенку как к сберегательной кассе, куда родители с выгодой вкладывают свою любовь и заботу и получают их обратно с процентами.
- Ожидайте, что ваш ребенок будет благодарен за то, что вы родили и вырастили его без его просьбы.
- Использование ребенка как средства для достижения цели, пусть даже благородной (но собственной).
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (к сожалению, они не наследуются генетически).
- Отношение к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители вольны формировать.
- Перекладываем ответственность за воспитание на воспитателей, учителей, бабушек и дедушек!
Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, необходимости знать свои корни, понимать необходимость теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобретает в семье в детстве, он сохраняет на всю жизнь. Как часто в вашей семье нежные слова говорят друг другу и детям, сколько раз в день вы обращались к своему ребенку или другому члену семьи, чтобы выразить любовь, привязанность, удовлетворение его действиями, и сколько раз вы выражали недовольство или раздражение ? Преобладание того или другого определяет стиль семейных отношений и то, как будут развиваться черты личности, которые вы хотели бы воспитать в своем ребенке: доброта, оптимизм, сострадание и сострадание.
Ежегодно по результатам психологических исследований мы с грустью отмечаем, что дети говорят, что их родители время от времени интересуются школьной жизнью своего ребенка, а также есть родители, которые отправляют своего ребенка в школу — «хранят» и забывают о нем. это позволило поднять их. Эти неутешительные цифры увеличиваются год от года в самооценке положения семей. Но, ко всеобщему удовольствию, есть родители, которые вместе проживают жизнь своего ребенка, знают все его радости и печали, всегда с ним и являются для него примером. Взрослые дети и их семьи всегда хотят вернуться в такой родительский дом.
В семье ценностей, убеждений и человеческих идеалов они превращаются в личные характеристики и формируют дальнейшие действия и жизненное поведение.Семья не только объектом, но и организация собственного развития и решения ваших собственных проблем.Мы все должны сделать выбор.Но это зависит от вас, что ваш ребенок будет расти.Реальные действия — они формируют поведение ребенка, а не только слова и лекции.
Поэтому мы видим, что в процессе формирования личностей семья играет в первую очередь, и только тогда школа и общество.Эти родители решают, какой ребенок, счастлив или нет, они будут!