Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Один из главных показателей умственного развития ребенка — насыщенность его речи. Основная задача речевого развития дошкольника — усвоение норм и правил родного языка и развитие коммуникативных навыков.

Однако сегодня учителя все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития дошкольников. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушения речи и произношения, недостаточное развитие разговорной речи и плохой словарный запас. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается неспособность строить утверждения в логической последовательности и отсутствие культуры общения.

Основными причинами этих расстройств являются: плохое состояние здоровья; замена общения со сверстниками и взрослыми на телевидение и компьютер; особенности взрослой речи из детской среды: невнятная, скелетная, торопливая, двуязычная речь; неблагоприятная социальная среда. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии ребенка. Все это свидетельствует о том, что нарушения речевого развития, которые в наше время встречаются все чаще, возникают не столько из-за медицинских факторов, сколько из-за изменившихся социокультурных условий, в которых растут дети. Родители все меньше и меньше времени проводят со своими детьми, не осознавая, насколько важно вовлекать взрослых непосредственно в практическую деятельность молодого человека. Помимо повседневного общения, чтение книг играет очень важную роль в развитии речи.

Сказка — один из самых доступных жанров художественной литературы для детей. Слушая, придумывая и обсуждая сказки, ваш ребенок развивает воображение и творческие способности, которые необходимы для эффективного существования. Узнает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и впитывая сказки, дети познают народную мудрость о том, что хорошо, а что плохо, что хорошо и что плохо, они учатся сочувствию и общению. Дети так любят сказки, что просят рассказывать одну и ту же историю снова и снова. Они их запоминают, рассказывают истории, что способствует формированию слухового выражения речи, дикции, фонематического восприятия и словарного запаса.

Нужен правильный подбор сказок, чтобы они легко усваивались и развивали речь ребенка, воспринимая, запоминая и интерпретируя то, что он слышит. С 3 лет дети любят слушать сказки о животных и их взаимодействии с людьми. В 5-6 лет дошкольник начинает общаться с людьми и поэтому более восприимчив к рассказам «с человеческим лицом». Основная цель в этот период — урок нравственности, который ребенок должен понять и осмыслить. А для этого лучше всего подходят русские народные сказки!

Всегда важно правильно настроить детей на получение сказки, провести с ними первоначальный разговор. Вы должны объяснить им, что теперь у них будет возможность почувствовать себя героями любимой сказки. Также важно «войти» в сказку и подготовить детей к началу волшебного путешествия. После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки объясните детям значение непонятных слов и выражений, внимательно посмотрите картинки, назовите персонажей, обсудите особенности персонажей. Затем попросите их ответить на вопросы в порядке, представленном в рассказе. Вопросы помогут детям быстро подумать и запомнить текст, чтобы потом передать его. На следующий день перечитайте рассказ и предложите пересказать его с помощью картинок и иллюстраций. Вы можете дать каждому ребенку персонажей из рассказа и попросить их сыграть в ролевую игру. Если вашему ребенку трудно, вы можете предложить начало предложения, задать наводящие вопросы или частично рассказать историю самостоятельно. Самое главное, чтобы это занятие получило удовольствие от каждого ребенка, чтобы оно не вызывало негативных эмоций. Это требует похвалы и поощрения каждого ребенка и тактичного исправления ошибок.

Когда дети разыгрывают историю, они сопереживают своим ролям и проявляют интерес к событиям и диалогам. Каждый ребенок учится произносить текст, который приготовил сам.

Развитие речи в сказках включает в себя ряд последовательных действий и приемов, включая режиссуру, словесную игру и комментарии, пантомиму, музыку и ритмические головоломки. Обычная импровизация, музыкальное воображение и игра слов часто оказываются эффективными. Поэтому работа над сказкой может состоять из следующих этапов:

  • Слушаем рассказы.
  • Дети рассказывают сказку по частям, по цепочке, вместе разговаривая (с использованием наглядных материалов).
  • Рисование и лепка сказочных персонажей и их озвучивание.
  • Рассказывание историй с помощью пальчикового, настольного или кукольного театра.
  • Решающие головоломки.
  • Запоминание стихов и песен.
  • Театрализация сказки.

Эти этапы апробированы и показали хорошие результаты в педагогической деятельности.

По технологии Н.В. Вераксий, А. Веракса, работа над одной сказкой происходит не менее чем за восемь сеансов:

  1. Чтение сказок и ответы на вопросы.
  2. Раскладываю фото.
  3. Замена сказочного персонажа.
  4. Моделирование рассказа.
  5. Играю в сказку.
  6. Рассказывание отрывков из сказок.
  7. Рассказывая всю сказку.
  8. Играем в сказку.

Словарная работа со сказкой как художественным образом и системой знаний об окружающем мире формирует активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение дошкольников, закладывает основы их творческих способностей. По мере овладения навыками распознавания и рассказывания сказок, называния героев и выражения их голосом активность детской речи возрастает. Слушание и понимание сказок помогает каждому ребенку устно формировать связи между событиями и строить словесные рассуждения.

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов преемственность в образовании детей между учителями и их родителями очень важна. Поэтому вся вышеупомянутая работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи — лучший способ достичь любых целей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, понятно и красиво.

Дети, с которыми родители дома и воспитатели в детском саду каждый день смотрели книги, читали, рассказывали и декламировали стихи и сказки, больше всего любили книги. Увеличился словарный запас детей, стала богаче устная, диалогическая и монологическая речь, в общении стало больше инициативы, что характерно для целей речевого развития.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий