Русский фольклор для дошкольников

russkij folklor dlya doshkolnikov Блог

Клещукова И.М., воспитатель детского сада «Солнышко» Краснодарский край, село Выселки.

Фольклор в детском саду

Иногда мы видим, что образовательный процесс сегодня настолько плотный, что ребенку не хватает времени на игры. Но ребенок должен играть. А закон — это учитель, близкий к утверждению »:« Ребенку до десяти лет нужны игры, и его утверждение биологически обосновано. Он хочет повеселиться, играть со всем и познавать окружающий мир в первую очередь — и самый простой способ — в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует дидактический процесс.

Работая с детьми, я заметил, что ребенок, который хорошо говорит и владеет языком, умеет выражать свои мысли в любой деятельности. Поэтому лично для себя я вывел такой принцип: «Если моя речь, речь учителя красочная, полная сравнений, эпитетов, метафор, и мы черпаем это чаще всего из источников устного фольклора, то я решу два. взаимосвязанные подходы — от предмета к слову и от слова к предмету!

Мы все обращаем внимание на то, что введение в словарный запас ребенка давно исчезнувших имен и терминов, изучение вместе с детьми текстов, не всегда понятных по своему значению, организация народных праздников часто выглядит искусственно и нежелательно для детей в их самостоятельной жизни. виды деятельности. Поэтому у учителей часто возникает вопрос: должен ли ребенок, родившийся в 21 веке, возвращаться к «старым легендам»?

Проанализировав свои работы по использованию детского фольклора, я пришла к выводу, что детский фольклор — непременный элемент работы педагога, потому что он отражает жизнь и деятельность людей многих поколений в играх, песнях, сказках и игрушках. И это позволяет им стать, по сути, образцами поведенческих норм, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В своей работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестуски — песни, сопровождающие заботу о ребенке.
  • Пазлы — игры, в которые взрослый играет с ребенком (пальцами и руками).
  • Крик — относится к явлениям природы (солнце, ветер, дождь, снег, радуга, деревья).
  • Притс — крики насекомых, птиц и животных.
  • Притчи — короткие детские стишки, используемые для справедливого разделения ролей в играх.
  • Быстрые и частые изречения — незаметно учат детей говорить правильно и четко.
  • Тизеры — забавные, юмористические, короткие и метко названные какие-то забавные стороны внешности ребенка, в особенности его поведения.
  • Притеты, анекдоты, перевертыши — веселые песенки, забавляющие детей своей уникальностью.
  • Бесконечные скучные истории, которые можно воспроизводить несколько раз.

В своей работе я использую детский фольклор в различных занятиях:

— обучение правильному произношению;

— знакомство детей с русской национальной культурой;

— в непосредственной образовательной деятельности;

— в народных двигательных играх;

— игры на развитие мелкой моторики;

— в театральной деятельности;

Особо хочу остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, потому что игра — это основное занятие детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным и радостным. Когда дети играют, они получают хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками, и это увеличивает их способность радоваться жизни в будущем, приводит к лучшему здоровью и лучшему духовному развитию.

Самыми популярными играми для детей являются подвижные игры. Игры, которые часто основаны на простейшем пении, — это народные двигательные игры. Дети в этих играх проявляют скорость движений, ловкость и сообразительность. Например, в игре «Стадо» мы используем пение:

Играйте на валторне!

Трава мягкая, роса гладкая,

«Отпусти стадо в поле!

d Пойдем гулять в поле d

Детям нравятся игры, требующие творчества, воображения и настойчивости (например, «Тишина», где дети должны молчать после произнесения последнего слова, а ведущий пытается подбодрить их движением, забавными словами и стишками). Мы используем гимн в игре:

‘По чужой дороге,

Есть чашки и орехи

Дети любят играть в эти игры, потому что они реализованы, они проявляют себя. Для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать детскую речь.

Другой тип игр, в которых я использую детский фольклор, — это игры, развивающие мелкую моторику. В этих играх мы делаем следующие ходы:

  • Самомассаж.
  • Движение пальцев.
  • Поочередно поднося пальцы к руке, сначала с помощью, а затем без помощи другой руки.
  • Разведите пальцы в стороны и сведите их вместе.
  • Хлопать в ладоши.
  • Сжимая и разжимая пальцы.
  • Размахивая кистью — сверху вниз.
  • Размахивая руками к вам и от вас.
  • Вращение руки — «факелы».

Вместе с движениями произносите слова:

У бабушки Фросии пятеро внуков,

У бабушки Фросии пятеро внуков,

(Покажите сначала одну руку с вытянутыми пальцами, затем другую).

Все клянчат кашу

Все кричат:

(Пожмите руки, а затем, схватившись за голову, встряхните ее.)

Аленка — в колыбели,

Аленка — в пеленке,

Аринка — на перине,

Степан на плите,

Иван на крыльце.

(Пальцы в руки, начиная с мизинца. Пальцами можно двигать последовательно, начиная с мизинца, что будет сложнее).

Помимо детских стишков и сказок, которые развивают мелкую моторику и руку, я обучаю их фольклорному материалу с помощью игр и различных выразительных движений. Например, детям нравится показывать, как неуклюже ходит медведь, тихонько крадется лиса, когда музыканты играют на музыкальных инструментах и ​​т. д. Дети сопровождают свою демонстрацию выразительными пантомимическими движениями, выразительной мимикой и жестами. Итак, когда мы говорим и играем в стишки для детей

Я хорошо бегаю

Я бегал по лесу

Я гнался за кроликом.

Дети бегают, как лиса, любуясь своим хвостом, потом садятся.

Большая часть моих работ посвящена шуткам и развлечениям. Для этого я использую скучные рассказы, тизеры и юмористические диалоги. Например, следующий диалог:

— Где ты, брат Иван?

— Что делает Петр?

— Он на плите.

При планировании игры детский фольклор я выбираю разнообразие не только по жанрам, но и по тематике (времена года, птицы, животные, работа).

Еще я использую детский фольклор для развития выразительных речевых навыков у детей. Здесь мне на помощь приходят скороговорки:

Было сорок мышей,

У него было сорок центов;

Две мыши на месте

У каждого из них было по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театральной деятельности, где мы используем различные виды постановки с детьми. Например, в игре дети произносят слоганы и потешки и передают их содержание с помощью пластических движений, жестов и только показывают то, о чем они говорят. Такая драматургия — это целая живая картина.

Кот сидит у ворот,

Ждет своего котёнка,

Играя на балалайке,

Он подмигивает глупым мышам.

На материале детского фольклора они исполняют тематические игры и постановки, состоящие из произведений разных жанров на одну и ту же тему. Вы услышите игру «Репка», которую дети разыграли как небольшое шоу. Спектакль разыгрывается в подгруппах: одна группа ставит спектакль, другая — аудиторию, а затем исполняется в обратном порядке. Дети замечают и замечают хорошие моменты в спектакле. В исполнении тоже могут быть неудачи. В этих случаях я учу детей относиться друг к другу дружелюбно.

Моя работа не была бы такой плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе, я создал папку под названием «Учите вместе с нами». Я записывала стишки, поговорки и рифмы, чтобы родители могли повторять их дома со своими детьми. Дети в нашей группе приехали со всей России. А это разновидность фольклорного материала. Чтобы пополнить детский фольклор, который я мог использовать в играх, я дал родителям творческие задания: «Сойти в фольклорную поездку» в родные места и пополнить наш сборник новыми народными играми, анекдотами, пословицами и поговорками. Практически всем молодым людям, а большинство из них не знает обычаев предков, приходилось звонить родственникам или возвращать их из отпуска, что вызывает большой интерес у детей из разных уголков России.

Хочу отметить, что детский фольклор помогает в работе не только педагогам. Логопеды могут использовать фольклор для установления контакта с детьми и создания благоприятных условий для обучения детской ясной и выразительной речи.

Игры с потребностью в учителях народного слова и музыки, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительные движения и творческие способности.

А игры между родителями и детьми с использованием детских стихов, стишков и прочего их духовно сблизят, что чрезвычайно важно как для детей, так и для их родителей.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий

  1. Фольклор

    Спасибо за интересную статью. Любопытно было бы посмотреть на исследование, где бы сравнивались судьбы и развитие людей прошедших через обучение детским фольклором и не имевших о нём представления…

    Ответить