Русский фольклор для дошкольников

russkij folklor dlya doshkolnikov Блог

Клещукова И.М., воспитатель детского сада «Солнышко» Краснодарский край, село Выселки.

Фольклор в детском саду

Иногда мы видим, что образовательный процесс сегодня настолько плотный, что ребенку не хватает времени на игры. Но ребенок должен играть. А закон — это учитель, близкий к утверждению »:« Ребенку до десяти лет нужны игры, и его утверждение биологически обосновано. Он хочет повеселиться, играть со всем и познавать окружающий мир в первую очередь — и самый простой способ — в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует дидактический процесс.

Работая с детьми, я заметил, что ребенок, который хорошо говорит и владеет языком, умеет выражать свои мысли в любой деятельности. Поэтому лично для себя я вывел такой принцип: «Если моя речь, речь учителя красочная, полная сравнений, эпитетов, метафор, и мы черпаем это чаще всего из источников устного фольклора, то я решу два. взаимосвязанные подходы — от предмета к слову и от слова к предмету!

Мы все обращаем внимание на то, что введение в словарный запас ребенка давно исчезнувших имен и терминов, изучение вместе с детьми текстов, не всегда понятных по своему значению, организация народных праздников часто выглядит искусственно и нежелательно для детей в их самостоятельной жизни. виды деятельности. Поэтому у учителей часто возникает вопрос: должен ли ребенок, родившийся в 21 веке, возвращаться к «старым легендам»?

Проанализировав свои работы по использованию детского фольклора, я пришла к выводу, что детский фольклор — непременный элемент работы педагога, потому что он отражает жизнь и деятельность людей многих поколений в играх, песнях, сказках и игрушках. И это позволяет им стать, по сути, образцами поведенческих норм, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В своей работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестуски — песни, сопровождающие заботу о ребенке.
  • Пазлы — игры, в которые взрослый играет с ребенком (пальцами и руками).
  • Крик — относится к явлениям природы (солнце, ветер, дождь, снег, радуга, деревья).
  • Притс — крики насекомых, птиц и животных.
  • Притчи — короткие детские стишки, используемые для справедливого разделения ролей в играх.
  • Быстрые и частые изречения — незаметно учат детей говорить правильно и четко.
  • Тизеры — забавные, юмористические, короткие и метко названные какие-то забавные стороны внешности ребенка, в особенности его поведения.
  • Притеты, анекдоты, перевертыши — веселые песенки, забавляющие детей своей уникальностью.
  • Бесконечные скучные истории, которые можно воспроизводить несколько раз.

В своей работе я использую детский фольклор в различных занятиях:

— обучение правильному произношению;

— знакомство детей с русской национальной культурой;

— в непосредственной образовательной деятельности;

— в народных двигательных играх;

— игры на развитие мелкой моторики;

— в театральной деятельности;

Особо хочу остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, потому что игра — это основное занятие детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным и радостным. Когда дети играют, они получают хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками, и это увеличивает их способность радоваться жизни в будущем, приводит к лучшему здоровью и лучшему духовному развитию.

Самыми популярными играми для детей являются подвижные игры. Игры, которые часто основаны на простейшем пении, — это народные двигательные игры. Дети в этих играх проявляют скорость движений, ловкость и сообразительность. Например, в игре «Стадо» мы используем пение:

Играйте на валторне!

Трава мягкая, роса гладкая,

«Отпусти стадо в поле!

d Пойдем гулять в поле d

Детям нравятся игры, требующие творчества, воображения и настойчивости (например, «Тишина», где дети должны молчать после произнесения последнего слова, а ведущий пытается подбодрить их движением, забавными словами и стишками). Мы используем гимн в игре:

‘По чужой дороге,

Есть чашки и орехи

Дети любят играть в эти игры, потому что они реализованы, они проявляют себя. Для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать детскую речь.

Другой тип игр, в которых я использую детский фольклор, — это игры, развивающие мелкую моторику. В этих играх мы делаем следующие ходы:

  • Самомассаж.
  • Движение пальцев.
  • Поочередно поднося пальцы к руке, сначала с помощью, а затем без помощи другой руки.
  • Разведите пальцы в стороны и сведите их вместе.
  • Хлопать в ладоши.
  • Сжимая и разжимая пальцы.
  • Размахивая кистью — сверху вниз.
  • Размахивая руками к вам и от вас.
  • Вращение руки — «факелы».

Вместе с движениями произносите слова:

У бабушки Фросии пятеро внуков,

У бабушки Фросии пятеро внуков,

(Покажите сначала одну руку с вытянутыми пальцами, затем другую).

Все клянчат кашу

Все кричат:

(Пожмите руки, а затем, схватившись за голову, встряхните ее.)

Аленка — в колыбели,

Аленка — в пеленке,

Аринка — на перине,

Степан на плите,

Иван на крыльце.

(Пальцы в руки, начиная с мизинца. Пальцами можно двигать последовательно, начиная с мизинца, что будет сложнее).

Помимо детских стишков и сказок, которые развивают мелкую моторику и руку, я обучаю их фольклорному материалу с помощью игр и различных выразительных движений. Например, детям нравится показывать, как неуклюже ходит медведь, тихонько крадется лиса, когда музыканты играют на музыкальных инструментах и ​​т. д. Дети сопровождают свою демонстрацию выразительными пантомимическими движениями, выразительной мимикой и жестами. Итак, когда мы говорим и играем в стишки для детей

Я хорошо бегаю

Я бегал по лесу

Я гнался за кроликом.

Дети бегают, как лиса, любуясь своим хвостом, потом садятся.

Большая часть моих работ посвящена шуткам и развлечениям. Для этого я использую скучные рассказы, тизеры и юмористические диалоги. Например, следующий диалог:

— Где ты, брат Иван?

— Что делает Петр?

— Он на плите.

При планировании игры детский фольклор я выбираю разнообразие не только по жанрам, но и по тематике (времена года, птицы, животные, работа).

Еще я использую детский фольклор для развития выразительных речевых навыков у детей. Здесь мне на помощь приходят скороговорки:

Было сорок мышей,

У него было сорок центов;

Две мыши на месте

У каждого из них было по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театральной деятельности, где мы используем различные виды постановки с детьми. Например, в игре дети произносят слоганы и потешки и передают их содержание с помощью пластических движений, жестов и только показывают то, о чем они говорят. Такая драматургия — это целая живая картина.

Кот сидит у ворот,

Ждет своего котёнка,

Играя на балалайке,

Он подмигивает глупым мышам.

На материале детского фольклора они исполняют тематические игры и постановки, состоящие из произведений разных жанров на одну и ту же тему. Вы услышите игру «Репка», которую дети разыграли как небольшое шоу. Спектакль разыгрывается в подгруппах: одна группа ставит спектакль, другая — аудиторию, а затем исполняется в обратном порядке. Дети замечают и замечают хорошие моменты в спектакле. В исполнении тоже могут быть неудачи. В этих случаях я учу детей относиться друг к другу дружелюбно.

Моя работа не была бы такой плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе, я создал папку под названием «Учите вместе с нами». Я записывала стишки, поговорки и рифмы, чтобы родители могли повторять их дома со своими детьми. Дети в нашей группе приехали со всей России. А это разновидность фольклорного материала. Чтобы пополнить детский фольклор, который я мог использовать в играх, я дал родителям творческие задания: «Сойти в фольклорную поездку» в родные места и пополнить наш сборник новыми народными играми, анекдотами, пословицами и поговорками. Практически всем молодым людям, а большинство из них не знает обычаев предков, приходилось звонить родственникам или возвращать их из отпуска, что вызывает большой интерес у детей из разных уголков России.

Хочу отметить, что детский фольклор помогает в работе не только педагогам. Логопеды могут использовать фольклор для установления контакта с детьми и создания благоприятных условий для обучения детской ясной и выразительной речи.

Игры с потребностью в учителях народного слова и музыки, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительные движения и творческие способности.

А игры между родителями и детьми с использованием детских стихов, стишков и прочего их духовно сблизят, что чрезвычайно важно как для детей, так и для их родителей.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий