Клещукова И.М., воспитатель детского сада «Солнышко» Краснодарский край, село Выселки.
Фольклор в детском саду
Иногда мы видим, что образовательный процесс сегодня настолько плотный, что ребенку не хватает времени на игры. Но ребенок должен играть. А закон — это учитель, близкий к утверждению »:« Ребенку до десяти лет нужны игры, и его утверждение биологически обосновано. Он хочет повеселиться, играть со всем и познавать окружающий мир в первую очередь — и самый простой способ — в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует дидактический процесс.
Работая с детьми, я заметил, что ребенок, который хорошо говорит и владеет языком, умеет выражать свои мысли в любой деятельности. Поэтому лично для себя я вывел такой принцип: «Если моя речь, речь учителя красочная, полная сравнений, эпитетов, метафор, и мы черпаем это чаще всего из источников устного фольклора, то я решу два. взаимосвязанные подходы — от предмета к слову и от слова к предмету!
Мы все обращаем внимание на то, что введение в словарный запас ребенка давно исчезнувших имен и терминов, изучение вместе с детьми текстов, не всегда понятных по своему значению, организация народных праздников часто выглядит искусственно и нежелательно для детей в их самостоятельной жизни. виды деятельности. Поэтому у учителей часто возникает вопрос: должен ли ребенок, родившийся в 21 веке, возвращаться к «старым легендам»?
Проанализировав свои работы по использованию детского фольклора, я пришла к выводу, что детский фольклор — непременный элемент работы педагога, потому что он отражает жизнь и деятельность людей многих поколений в играх, песнях, сказках и игрушках. И это позволяет им стать, по сути, образцами поведенческих норм, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В своей работе с детьми я использую следующие виды фольклора:
- Пестуски — песни, сопровождающие заботу о ребенке.
- Пазлы — игры, в которые взрослый играет с ребенком (пальцами и руками).
- Крик — относится к явлениям природы (солнце, ветер, дождь, снег, радуга, деревья).
- Притс — крики насекомых, птиц и животных.
- Притчи — короткие детские стишки, используемые для справедливого разделения ролей в играх.
- Быстрые и частые изречения — незаметно учат детей говорить правильно и четко.
- Тизеры — забавные, юмористические, короткие и метко названные какие-то забавные стороны внешности ребенка, в особенности его поведения.
- Притеты, анекдоты, перевертыши — веселые песенки, забавляющие детей своей уникальностью.
- Бесконечные скучные истории, которые можно воспроизводить несколько раз.
В своей работе я использую детский фольклор в различных занятиях:
— обучение правильному произношению;
— знакомство детей с русской национальной культурой;
— в непосредственной образовательной деятельности;
— в народных двигательных играх;
— игры на развитие мелкой моторики;
— в театральной деятельности;
Особо хочу остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, потому что игра — это основное занятие детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным и радостным. Когда дети играют, они получают хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками, и это увеличивает их способность радоваться жизни в будущем, приводит к лучшему здоровью и лучшему духовному развитию.
Самыми популярными играми для детей являются подвижные игры. Игры, которые часто основаны на простейшем пении, — это народные двигательные игры. Дети в этих играх проявляют скорость движений, ловкость и сообразительность. Например, в игре «Стадо» мы используем пение:
Играйте на валторне!
Трава мягкая, роса гладкая,
«Отпусти стадо в поле!
d Пойдем гулять в поле d
Детям нравятся игры, требующие творчества, воображения и настойчивости (например, «Тишина», где дети должны молчать после произнесения последнего слова, а ведущий пытается подбодрить их движением, забавными словами и стишками). Мы используем гимн в игре:
‘По чужой дороге,
Есть чашки и орехи
Дети любят играть в эти игры, потому что они реализованы, они проявляют себя. Для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать детскую речь.
Другой тип игр, в которых я использую детский фольклор, — это игры, развивающие мелкую моторику. В этих играх мы делаем следующие ходы:
- Самомассаж.
- Движение пальцев.
- Поочередно поднося пальцы к руке, сначала с помощью, а затем без помощи другой руки.
- Разведите пальцы в стороны и сведите их вместе.
- Хлопать в ладоши.
- Сжимая и разжимая пальцы.
- Размахивая кистью — сверху вниз.
- Размахивая руками к вам и от вас.
- Вращение руки — «факелы».
Вместе с движениями произносите слова:
У бабушки Фросии пятеро внуков,
У бабушки Фросии пятеро внуков,
(Покажите сначала одну руку с вытянутыми пальцами, затем другую).
Все клянчат кашу
Все кричат:
(Пожмите руки, а затем, схватившись за голову, встряхните ее.)
Аленка — в колыбели,
Аленка — в пеленке,
Аринка — на перине,
Степан на плите,
Иван на крыльце.
(Пальцы в руки, начиная с мизинца. Пальцами можно двигать последовательно, начиная с мизинца, что будет сложнее).
Помимо детских стишков и сказок, которые развивают мелкую моторику и руку, я обучаю их фольклорному материалу с помощью игр и различных выразительных движений. Например, детям нравится показывать, как неуклюже ходит медведь, тихонько крадется лиса, когда музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Дети сопровождают свою демонстрацию выразительными пантомимическими движениями, выразительной мимикой и жестами. Итак, когда мы говорим и играем в стишки для детей
Я хорошо бегаю
Я бегал по лесу
Я гнался за кроликом.
Дети бегают, как лиса, любуясь своим хвостом, потом садятся.
Большая часть моих работ посвящена шуткам и развлечениям. Для этого я использую скучные рассказы, тизеры и юмористические диалоги. Например, следующий диалог:
— Где ты, брат Иван?
— Что делает Петр?
— Он на плите.
При планировании игры детский фольклор я выбираю разнообразие не только по жанрам, но и по тематике (времена года, птицы, животные, работа).
Еще я использую детский фольклор для развития выразительных речевых навыков у детей. Здесь мне на помощь приходят скороговорки:
Было сорок мышей,
У него было сорок центов;
Две мыши на месте
У каждого из них было по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театральной деятельности, где мы используем различные виды постановки с детьми. Например, в игре дети произносят слоганы и потешки и передают их содержание с помощью пластических движений, жестов и только показывают то, о чем они говорят. Такая драматургия — это целая живая картина.
Кот сидит у ворот,
Ждет своего котёнка,
Играя на балалайке,
Он подмигивает глупым мышам.
На материале детского фольклора они исполняют тематические игры и постановки, состоящие из произведений разных жанров на одну и ту же тему. Вы услышите игру «Репка», которую дети разыграли как небольшое шоу. Спектакль разыгрывается в подгруппах: одна группа ставит спектакль, другая — аудиторию, а затем исполняется в обратном порядке. Дети замечают и замечают хорошие моменты в спектакле. В исполнении тоже могут быть неудачи. В этих случаях я учу детей относиться друг к другу дружелюбно.
Моя работа не была бы такой плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе, я создал папку под названием «Учите вместе с нами». Я записывала стишки, поговорки и рифмы, чтобы родители могли повторять их дома со своими детьми. Дети в нашей группе приехали со всей России. А это разновидность фольклорного материала. Чтобы пополнить детский фольклор, который я мог использовать в играх, я дал родителям творческие задания: «Сойти в фольклорную поездку» в родные места и пополнить наш сборник новыми народными играми, анекдотами, пословицами и поговорками. Практически всем молодым людям, а большинство из них не знает обычаев предков, приходилось звонить родственникам или возвращать их из отпуска, что вызывает большой интерес у детей из разных уголков России.
Хочу отметить, что детский фольклор помогает в работе не только педагогам. Логопеды могут использовать фольклор для установления контакта с детьми и создания благоприятных условий для обучения детской ясной и выразительной речи.
Игры с потребностью в учителях народного слова и музыки, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительные движения и творческие способности.
А игры между родителями и детьми с использованием детских стихов, стишков и прочего их духовно сблизят, что чрезвычайно важно как для детей, так и для их родителей.
Спасибо за интересную статью. Любопытно было бы посмотреть на исследование, где бы сравнивались судьбы и развитие людей прошедших через обучение детским фольклором и не имевших о нём представления…