Самооценка

samoocenka Блог

Самоуважение — один из важнейших структурных компонентов самоуважения человека. Знания каждого человека о себе связаны с его эмоционально-оценочным отношением к этим знаниям.

Проблема самооценки достаточно исследована в отечественной и зарубежной психологии. Помимо теоретических исследований, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственных основ самооценки, ее структуры и роли в психической жизни человека, проводятся исследования генезиса самооценки.

Психологические словари определяют самооценку как ценность, значение, которое человек придает себе в целом и отдельным аспектам своей личности, деятельности и поведения. В психологической науке самооценка считается центральным формированием личности и основным компонентом самооценки.

Самооценка выполняет регулирующую и защитную функцию, влияя на поведение, активность и развитие личности, ее отношения с другими людьми. Основная функция самооценки в душевной жизни человека заключается в том, что она выступает в качестве необходимого внутреннего условия для регулирования поведения и активности. Высшая форма саморегуляции, основанная на самооценке, заключается в особом творческом отношении к собственной личности — в желании измениться, улучшить себя и осуществить это желание. Защитная функция самооценки, обеспечивая человеку относительную стабильность и автономию, может привести к искажению опыта.

Самооценка — довольно сложное образование психики человека. Он возникает в результате обобщающей работы процессов самосознания, которые проходят разные стадии и находятся на разных уровнях развития при формировании самой личности. Поэтому самооценка подвержена постоянным изменениям и улучшениям. Процесс создания самооценки не может быть полным, потому что сама личность постоянно развивается, а значит, и ее восприятие и отношение к себе. Источником самовосприятия индивида является его социокультурная среда, включая социальные реакции на некоторые проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По словам Бернса, есть три момента, чтобы понять самооценку. Прежде всего, здесь мы имеем дело с противопоставлением реального «я» и идеального «я», то есть образом того, кем человек хотел бы быть. Такое сопоставление часто встречается в различных психотерапевтических техниках, и высокая степень совпадения реального и идеального «я» является важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разница между реальным представлением о себе и идеалом, тем выше самооценка человека.

Во-вторых, важный фактор в формировании самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Другими словами, человек склонен судить себя так, как, по его мнению, другие судят его или ее.

В-третьих, на самооценку существенно влияют фактические достижения человека в различных сферах деятельности. Здесь, чем значительнее успех человека в данной деятельности, тем выше будет его самооценка.

Следует подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, основана ли она на собственных суждениях человека о себе или на интерпретациях суждений других людей, индивидуальных идеалов или культурных норм, всегда субъективна.

Содержание самооценки многомерно, так же как личность сложна и многомерна. Он охватывает мир его моральных ценностей, взглядов, возможностей и способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных аспектов ее ментального мира.

Самооценка — это субъективное и очень личное формирование нашей психики. Она возникает при более или менее активном участии самого человека и несет в себе отпечаток качественной специфики его ментального мира, поэтому самооценка может не совпадать по всем своим элементам с объективной оценкой данного человека. Его адекватность, правдивость, логика и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в действиях и поведении.

Психология различает адекватную и неадекватную самооценку. Соответствующая самооценка отражает реальное представление человека о себе, его достаточно объективную оценку собственных способностей, качеств и характеристик. Если мнение человека о себе соответствует тому, чем он является на самом деле, считается, что он имеет адекватную самооценку. Неадекватная самооценка характерна для человека, самооценка которого далека от реального. Этот человек представляет собой частичное представление о себе, резко отличное от других.

В свою очередь, неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и недооцененной. Если человек переоценивает свои способности, достижения, личные качества, переоценивается его самооценка. Такой человек слишком уверен в том, что берется за работу, выходящую за рамки его или ее реальных возможностей, что в случае неудачи может привести к разочарованию и готовности переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, кем он является на самом деле, его самооценка недооценивается. Такая самооценка разрушает надежду человека на собственный успех и хорошее отношение к нему других, и он воспринимает свои реальные успехи и положительное мнение других как сиюминутные и случайные. И высокая, и низкая самооценка усложняют жизнь. Нелегко жить небезопасно и застенчиво; трудно жить высокомерно. Низкая самооценка затрудняет жизнь не только пострадавшим, но и другим.

Адекватная самооценка тоже неоднородна. У одних людей высокая самооценка, у других — более низкая. Более высокая самооценка характерна для человека, который не считает себя ниже других и позитивно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень амбиций и веры в свои способности. Он следует своим правилам, знает себе цену, и мнение окружающих для него не имеет решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него оборонительного шторма и принимается спокойно. Человек, который положительно относится к себе, обычно более благосклонен и доверяет окружающим.

Нарушенная самооценка проявляется постоянным стремлением недооценивать собственные способности, возможности и достижения, повышенной тревожностью, страхом негативного мнения о себе и повышенной подверженностью травмам, что побуждает человека прерывать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и интимность общения. Люди с низкой самооценкой могут недоверчиво и враждебно относиться к другим.

Чтобы развить положительную самооценку, важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью, независимо от того, в каком состоянии он сейчас находится. Постоянная родительская любовь заставляет ребенка чувствовать, что его ценят, и способствует формированию положительного представления о себе.

Знание самооценки человека очень важно для установления с ним отношений и нормального общения, в которое неизбежно вовлечены люди как социальные существа. Особенно важно учитывать самооценку вашего ребенка, потому что в нем есть все. Он только формируется и поэтому более подвержен влиянию и изменениям, чем взрослый.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий