Самоопределение личности

samoopredelenie lichnosti Блог

Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым сделать выбор карьеры. Однако более научно и точно этот процесс можно назвать помощью в личном, профессиональном самоопределении. В подростковом возрасте человек начинает задаваться вопросом — кто я, какое мое место в этом мире? Что я? Что я могу сделать? Чего я хочу Самоопределение — довольно сложное понятие. Разберем на простые множители.

Что такое самоопределение личности

Самоопределение человека — это осознанный, независимый выбор своего жизненного пути и отношения, которое он принимает в различных ситуациях. Это выбор ценностей, моральных норм, профессии, религии, условий жизни. В этом процессе мы отвечаем на два вопроса: «Кем быть?» и «Что быть?

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Около 150 лет назад наши прадеды и прадеды не могли свободно выбирать свою деятельность, религию и условия жизни. И, конечно, до сих пор нельзя говорить об абсолютной свободе самоопределения. Трудно стать католиком, если ваши родители православные. Трудно попасть в Гарвард, если ты родился в Вологде в бедной семье. Но, к счастью, это все же возможно. По мнению известного психолога Сергея Рубинштейна, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней сказал: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать за ними до конца».

Какие виды самоопределения изучают исследователи

Индивидуальное самоопределение является предметом обсуждения во всех областях гуманитарных наук — психологии, философии, социологии, педагогике и др. Исследователей интересуют различные аспекты выбора.

Социальное самоопределение — это сознательная принадлежность к социальным группам и соблюдение социальных норм. Вы фанат «Спартака»? Вы поклонник классического балета? Хипстер? Вор в законе? ✔ Гражданское самоопределение — отношение гражданина. Что я думаю о своей стране и что я готов для нее сделать? ✔ Социально-политическое самоопределение — привязанность к политическим взглядам и партиям. Консервативный? Либеральный? Это полная анархия? Профессиональное самоопределение — осознанный выбор профессии и жизненного дела. Я хочу быть актером? Доктор? Менеджер? Управляете собственным бизнесом? ✔ Религиозное самоопределение — привязанность к определенной религии и отношение к другим религиям. Считаю ли я себя толерантным человеком? ✔ Самоопределение семьи — представление о модели семьи и ее отношениях. Я хочу выйти замуж и иметь детей? Можете ли вы быть замужем за одним человеком всю оставшуюся жизнь? ✔ Внутригрупповое самоопределение — осознание своей роли в социальной группе. Я лидер или последователь? Могу ли я влиять на других участников группы?

Даже литература включена в обсуждение самоопределения. Интересно, что вся литература нового и недавнего времени построена на характерологических проблемах с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — у каждого героя психологического романа есть проблема с определением своей жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в «Анне Карениной»? А в «Преступлении и наказании»?

Поэтому литературный урок следует рассматривать не только с точки зрения расширения кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта молодых людей. Книга позволяет смоделировать необычные социальные и психологические ситуации и подумать о том, что бы я сделал в шкуре главного героя.

Самоопределение подростков

В каком возрасте самоопределение? Даже дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать … Но этот вопрос становится актуальным в подростковом возрасте, когда подростку предоставляется полный выбор, а точнее «стоит» перед ним, потому что пора выбирать. Сигналом о том, что подросток имеет «самоопределение», является то, что он или она подает на выборы и несет ответственность за них. Другими словами, они не винят своих родителей, когда что-то идет не так.

Из всех типов самоопределения на первый план выходят социальные и внутригрупповые. Он ищет свое место среди сверстников на уроках, в спортивном клубе или в хоре, во дворе.

Самоопределение — важнейший этап взрослой жизни. Самоопределившийся подросток — это социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Родители стараются воспитать взрослого, готового к взрослой жизни. ① Считает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и ценности. ② Он сравнивает себя с другими и «пытается» соответствовать требованиям реальности. ③ Оценивает себя. ④ Научитесь выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности и профессию.

В западной психологии процесс самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для того, чтобы вырасти, человек должен научиться отделяться от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности

За профессиональным самоопределением следует социальное самоопределение. Термин «профессиональная самоидентификация» используется как синоним «профориентации». Однако между двумя словами можно провести тонкую грань. Когда мы говорим о «профориентации для молодежи», молодые люди кажутся пассивным субъектом, к которому применяются методы профориентации. Однако в «профессиональном самоопределении» отчетливо ощущается активность человека, находящегося в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить о профессиональном самоопределении старшеклассников.

Если вы хотите узнать больше об истории профессионального самоопределения в России, прочтите нашу статью «История профориентации в России в виде инфографики»>.
>

В современных школах этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Для старшеклассников важно, чтобы они имели представление о том, чего они хотят, и были готовы делать на рынке труда. Чтобы отложить выбор профессии до 20 лет, можно поступить в начальную школу. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе обучения, когда выбирается специализация.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор карьеры требует серьезной интеллектуальной работы и активного исследования. Специалисты по профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это интерес и способность человека выбрать профессию, используя собственные ресурсы и доступную информацию.

Уровень подготовленности можно оценить с помощью методов профессиональной диагностики. Чтобы понять, готов ли молодой человек к профессиональному самоопределению, важно оценить различные внутренние и внешние показатели.

    1. Внутренняя (субъективная) готовность. Источником внутренней готовности является сам субъект самоопределения. Факторы внутренней готовности включают:
      А. Самопонимание: адекватная самооценка собственных навыков, учебных и профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание собственного имиджа в контексте профессионального самоопределения. б) Ответственность или «автономия» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор должен быть сделан самостоятельно, без давления со стороны родителей, друзей, учителей, и нести ответственность за него в будущем. в) Эмоциональная предрасположенность: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и потребность в образовании, жизненный оптимизм, эмоциональный самоконтроль и отказоустойчивость.
      а. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов определенных профессий, их условиях труда и вознаграждении; знание профессий и секторов экономики; знание востребованности нынешних и будущих профессий; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда. б) Знание образовательных систем: осведомленность о наличии высшего и среднего профессионального образования в вашем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил приема, дат и специфики обучения. c. Никаких мифов или заблуждений о выборе профессии: понимание того, что карьерный путь плавный и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что не существует профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.
      А. Выбор области обучения: сформированные ценности и предрасположенности при выборе университета, колледжа, техникума или другого типа образования, отношение к выбору области обучения по продолжительности и стоимости. б) Системность в выборе: соответствие мнения человека о выборе профессии мнению окружения — родителей, друзей, учителей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии. в. Уверенность в выборе: выявленные предрасположенности к занятиям определенной профессией или заранее предпринятые шаги по выбору профессии.

    Тесты покажут, насколько серьезно студенты относятся к выбору своего будущего и насколько активны их жизненные установки.

    Желаем вам научиться принимать осознанные решения и воплощать в жизнь свои мечты!

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий