Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, контролируемое и контролируемое взаимодействие между педагогами и учениками, конечная цель которого — сформировать полезную и полезную для общества личность.
Такой взгляд на воспитание сложился не сразу. Первый исторический тип воспитания первобытного человека имел ряд особенностей. Характерной чертой этого типа была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов обучения. Воспитание в первобытном обществе происходило вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного приобретения значительного набора навыков, привычек и ритуалов. В этом типе воспитания мы сталкиваемся с уникальным опытом человеческого стремления от неспособности к навыкам, от незнания к знаниям, с требованиями познания окружающего мира.
По мере развития цивилизации первый тип образования, основанный на естественном разделении труда, уступил место второму типу образования. Этот тип определялся общественным разделением труда и сопровождался экономическим и социальным неравенством. Следовательно, разные социальные группы имели разные педагогические задачи. Второй тип, таким образом, представляет собой историческую дифференциацию человеческого образования, обусловленную социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны и нации.
Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие в области организованного человеческого образования. Однако у каждой цивилизации своя специфика воспитания. Каковы были педагогические традиции древних цивилизаций?
Цивилизация Дальнего Востока развивалась на территории Китая во второй половине I тысячелетия до нашей эры. Он также был основан в Корее и Японии. В ходе истории дальневосточная педагогическая традиция формировалась в результате синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации направляли молодежь на бесконечное самосовершенствование. По их мнению, нужно делать жизнь человека добродетельной, не убегая от страданий в нирвану. Поскольку престиж образованного человека был настолько высок, возник культ образования. Образование, в свою очередь, носило преимущественно семейно-родовой характер.
Индия была осью южноазиатской цивилизации. Эта цивилизация характеризовалась общинным образом жизни и кастовой социальной организацией, основанной на ритуальной символике. Педагогическая традиция основывалась на принципе единства трех обязанностей человека: перед Богом, перед мудрыми и перед предками. Через строгое воспитание и самообразование человек должен был преодолеть свою собственную природу и освободить свой внутренний мир для связи со сверхзвуковым и сверхобщественным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны. В этой педагогической традиции ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные черты и наследственность полностью обусловили возможности воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический идеал, который варьировался от касты к касте, имел в основе такие общие черты, как самодисциплина, доброта, верность обетам, здравый смысл и скромность.
Ближневосточная цивилизация находилась под сильным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Его педагогическая традиция была пропитана глубокой религиозностью в сочетании с элементами рационализма. Мусульманская культура рассматривала человека как раба всемогущего Аллаха. Суть обучения заключалась в обучении учеников навыкам послушания, подчинения воле Аллаха и выполнения религиозных обязанностей. Основы воспитания и образования в исламе включали не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и человеческие способности. Для восточного типа обучения характерны строгие требования соблюдения традиционных норм и канонов. Для восточного человека было характерно ограничение свободы личности, независимости мышления и автономии в различных сферах общественной жизни.
Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Формирование западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда возникли спартанская и афинская модели обучения и воспитания, которые стали основным источником развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта показала миру образец социального и военно-физического воспитания, то Афины продемонстрировали систему всестороннего и гармоничного развития человечества. Основная педагогическая традиция западной цивилизации прошла долгий и противоречивый путь. Следует выделить основные черты педагогической традиции, которые определили западный тип образования. К ним относятся: ценностно-рациональный характер образования и воспитания; доминирующая ориентация на развитие воли и интеллекта; утверждение в человеке индивидуальных и творческих начал в сочетании с гармонизацией отношений с обществом.
В течение длительного исторического периода образование у восточных славян делилось на народное (крестьянское), гомеостроитное (образование в купеческих и мещанских семьях) и дворянское. С 1917 года в России и во многих других странах воплощались в жизнь идеалы коммунистического воспитания. Последняя включает общую программу обучения грамоте и трехуровневую систему обучения на протяжении всей жизни. С начала 1990-х годов Россия, Беларусь и другие страны СНГ перешли на новый этап обучения и воспитания.
Сегодня виды воспитания классифицируются по принципу значительной диверсификации образовательных целей и способов их достижения.
По институциональному принципу различают семейное, школьное, внешкольное, религиозное (религиозное) воспитание, воспитание по месту жительства (местного сообщества), а также воспитание в детских и молодежных организациях и специализированных учебных заведениях ( детские дома, пансионаты).
В зависимости от стиля взаимоотношений педагога и учеников, образование различают авторитарным, демократическим, либеральным и невмешательским.
Авторитарное образование — это такой тип образования, при котором определенная идеология воспринимается как единственная истина во взаимоотношениях между людьми. Здесь преобладают такие методы, как установление требований, обучение правильному поведению и т. д.
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным разделением компетенций между учителем и учеником в плане их образования, досуга, интересов и т. д.
Либеральный (невмешательский) стиль воспитания характеризуется отсутствием активного участия учителя в управлении учебно-воспитательным процессом. Вообще говоря, для такого учителя характерны низкая самоопределенность и низкая ответственность за результаты обучения.
Разрешительный стиль воспитания характеризуется своеобразным «безразличием» учителя к развитию своих учеников. Главный принцип в действиях и поведении такого учителя — не чинить препятствий какой-либо деятельности ребенка и удовлетворять все его желания и потребности.