Многие дети разочаровываются в процессе обучения, считая его слишком сложным, и все потому, что им обычно не хватает когнитивных навыков, необходимых для обработки информации. То есть те конкретные базовые навыки, которые обеспечивают успешное обучение. Избыточная нагрузка в школе, выполнение домашних заданий или указание на отсутствие этих навыков усугубляют их разочарование и еще больше усугубляют проблемы с чтением и обучением.
Большинство школ не выделяют достаточно средств или времени для индивидуального обучения, необходимого учащимся с нарушениями когнитивных функций. Кроме того, учителя должны читать учебную программу в темпе, который этим детям трудно поддерживать. Они не успевают за своими сверстниками и испытывают трудности с обучением, отстают и часто становятся проблемой на всю жизнь.
Вехи когнитивного развития — этапы обучения
Обучение — сложный процесс, который развивается поэтапно. Он основан на врожденной способности, которая передается по наследству и генетически закодирована при рождении. Однако немногие из нас учатся с максимальной эффективностью, которая определяется генетически. Вот почему обучение и практика улучшают способность к обучению и успеваемость у большинства людей.
Развитие нашей способности к обучению проходит через этапы улучшения наших сенсорных и моторных навыков, затем наших когнитивных навыков и, наконец, нашей способности изучать формальные инструкции. Неудача на любом этапе может привести к проблемам на последующих, взаимозависимых этапах.
Школы, государственные программы и специальное образование сосредоточены на академическом обучении (заключительный этап). К сожалению, они редко замечают, что не все дети обладают достаточно развитыми когнитивными навыками, необходимыми для эффективной обработки и понимания информации, предоставленной в академическом образовании. Без развития соответствующих когнитивных навыков подробные академические инструкции и репетиторство не приводят к улучшению способностей к обучению, и все усилия, направленные на то, чтобы помочь студенту учиться, тратятся впустую.
Более пристальный взгляд на этапы обучения показывает важность развития когнитивных навыков.
- Врожденные способности. Врожденные способности человека — основа учебного процесса. Они представляют собой генетически обусловленные способности и ограничения, которые есть у нас при рождении и которые мы унаследовали от наших родителей и предков. У Моцарта определенно было больше врожденных музыкальных способностей, чем у большинства из нас, но с практикой большинство из нас также может улучшить свои музыкальные способности. Верхние пределы наших возможностей определяются нашими врожденными данными, но насколько мы близки к этим верхним пределам, зависит от других элементов, необходимых для обучения.
- Сенсорные и моторные навыки. Сенсорные и моторные навыки развиваются благодаря нашим врожденным способностям. Сенсорные навыки включают зрение, слух и осязание. Они несут ответственность за получение информации. Моторные навыки связаны с мышцами и движением и включают ползание, ходьбу, бег, письмо и речь. Двигательные навыки выражают и представляют информацию, полученную и обработанную нашими органами чувств. И сенсорные, и моторные навыки частично определяются генетическим кодом, а частично приобретаются в результате повторяющихся взаимодействий с окружающей средой. Практически у всех людей эти навыки можно улучшить с помощью надлежащей практики. Они имеют основополагающее значение для занятий спортом и игры на музыкальных инструментах, физиотерапии и других подобных усилий по повышению производительности.
- Когнитивные способности — когнитивные способности позволяют нам обрабатывать полученную сенсорную информацию. Сюда входит наша способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично являются врожденными, большинство из них приобретаются. Если они не развиваются естественным путем, возникают когнитивные нарушения, которые снижают потенциал обучения и которые трудно исправить без специального и надлежащего (медицинского) вмешательства. Так же, как сенсорные и моторные навыки, когнитивные навыки также можно тренировать и улучшать с помощью соответствующих тренировок. Изменения когнитивных способностей можно увидеть, когда травма оказывает пагубное воздействие на определенную область мозга. Соответствующая терапия часто может «восстановить» мозг пациента и, следовательно, восстановить или улучшить когнитивные функции. Это также работает для студентов. Плохие когнитивные навыки могут быть улучшены, а нормальные когнитивные навыки могут быть улучшены, тем самым повышая легкость и эффективность процесса обучения.
- Восприятие инструкций. Формальное принятие и следование инструкциям — последний и самый разнородный уровень обучения. Он охватывает изучение академических предметов, таких как алгебра, чтение и письмо — предметов, которые невозможно освоить интуитивно или независимо (в большинстве случаев). Эти предметы преподаются в рамках формального образования, и эффективное и легкое изучение этих предметов зависит от основных когнитивных навыков человека. Знания по любому предмету можно расширить, но без надлежащего фундамента эффективных когнитивных навыков хорошая успеваемость может быть сложной и утомительной задачей.
Когнитивные навыки можно тренировать и улучшать
По мере взросления человека и усложнения академических заданий очень важно, чтобы основные навыки присутствовали и функционировали должным образом. Сильные когнитивные навыки — залог высоких академических достижений. Без них человек с трудностями в обучении или чтении не может полностью раскрыть свой потенциал.
Если у вашего ребенка проблемы с обучением или чтением, это может быть связано с недостаточным развитием одного или нескольких базовых когнитивных навыков. Если это действительно так, то это можно исправить с помощью конкретных индивидуальных учебных программ, чтобы преодолеть «слабые места», присущие каждому ребенку, а это означает, что в результате информация из школьной программы будет усваиваться намного быстрее и лучше.