Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова. — Текст: немедленно // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45956/ (дата обращения: 24.10.2021).
В статье исследуются аспекты формирования личности ребенка в детско-родительских отношениях и акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для развития взрослой личности.
Ключевые слова: семейное воспитание, типы личности, детско-родительские отношения, развитие личности.
Стоит отметить, что сегодня проблема формирования личности ребенка под влиянием детско-родительских отношений настолько актуальна, что составляет один из базовых элементов государственной политики в области сохранения здоровья нации. Также эта проблема из года в год привлекает все большее внимание ученых, заинтересованных в исследовании представленной проблемы [3].
Переходя непосредственно к вопросу о детско-родительских отношениях, можно указать, что концепция «родительского отношения» определяет взаимозависимость родителя и ребенка, взаимную связь между ними, а также носит общий характер. Вопросы детско-родительских отношений и семейного воспитания в свое время изучали следующие ученые (социологи, педагоги, психологи и др.): Н. Н. Авдеева, А. Э. Личко. Н. Н. Авдеев, А. Е. Личко, А. Ю. Варга, А. И. Захаров и другие.
В научных работах исследователей учитывались различные аспекты детско-родительских отношений: особенности супружеских отношений и личности родителей, специфика воспитания ребенка и отношения родителей к нему, особенности личности ребенка в результате семейных взаимодействий [3].
В этих исследованиях выделяют несколько типов личности ребенка, которые формируются в определенных условиях в семье.
Первый тип — «Я другой или другой». Одна из основополагающих ценностей в семье, где воспитывается этот тип личности, — это материальное благополучие и комфортная жизнь. Эти ценности формируются у ребенка, главным образом, образом жизни и поведением родителей, а также «внутрисемейными» разговорами, эмоциями и переживаниями, связанными с этими ценностями, которые довольно распространены [1].
В такой семье, как правило, преобладает культ материальных, практических, а не личных отношений. Поэтому о ребенке и его достижениях судят с точки зрения достигнутого результата, а не его личности. Следовательно, это приводит к ситуации, в которой дети не отличаются от известных синкретических холистических ситуаций и не осознают или недостаточно осознают себя через свое отношение к определенному содержанию.
Негативные оценки ребенка и суровые наказания также являются обычным явлением. Ограниченная личная культура и изоляция в кругу интересов собственной семьи вызывают у детей низкое отношение к другим («Я другой»).
Второй тип — «Быть собой». При таком типе развития личности ребенка можно сказать, что его окружение, и, прежде всего, родители, любят быть постоянно разнообразными. Отношения в такой семье уважительные, заботливые и внимательные. Эта забота выходит за рамки семьи. Родители прививают детям заботу не только о родственниках, но и о друзьях [1].
Дети в такой семье могут быть очень эмоциональными, как и их родители. Отношения между детьми и родителями иногда сопровождаются «неадекватными» действиями. Например, часто ребенка наказывают за незначительный поступок или много выговоров, а в некоторых случаях верно и обратное — при малейшем успехе ребенка судят положительно. Стоит отметить, что дети болезненно воспринимают конфликты, возникающие между их родителями и родственниками, и сфера отношений становится для них действительно важной.
Это приводит к тому, что ребенок постоянно ждет похвалы, одобрения действий, положительной оценки за малейший успех и даже может лгать или лукавить.
Стоит отметить, что в каждом из предложенных вариантов формирования личности ребенка его развитие будет зависеть в первую очередь от родительской позиции. Например, ребенок, которого отталкивают и отвергают, чувствует себя ненужным, лишним и «удаленным» в семье. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются привлечь внимание плохим поведением, которое не принимается родителями, но позволяет ребенку быть в центре внимания семьи (4).
Ребенок также может чувствовать себя нежеланным, если родители всячески избегают его общества. Например, родители часто избегают разговаривать со своими детьми, не играют с ними и озабочены собой и своей жизнью. Следовательно, соответствующее воспитательное отношение выражается, прежде всего, в восприятии ребенка как личности, точном определении его положения в семье и уважении прав и обязанностей ребенка.
Следует подчеркнуть, что современные семьи часто выбирают демократический стиль воспитания и жизни, обеспечивающий равное положение по отношению к ребенку. Эта позиция постоянно меняется и находится под влиянием возрастного фактора. Чем младше ребенок, тем больше ему уделяется внимания, и поэтому ребенок находится в центре семьи и отношений. По мере взросления ребенок становится более самостоятельным, имеет свои интересы, расширяется круг общения [4].
Таким образом, он получает своего рода «автономию», и его права приравниваются к правам его родителей.
Количество детей также влияет на положение ребенка в семье. Потому что есть момент соревнования. Каждый ребенок пытается привлечь внимание родителей, но, как правило, наибольшее внимание уделяется младшему члену семьи, если родители выбирают неправильную тактику воспитания [2].
Возвращаясь к возрастным факторам, в подростковом возрасте роль родителей меняется. Соответственно меняются отношения. Родители должны стать «советчиками и советчиками», чтобы в будущем они могли вести своих детей незамеченными, направлять их в правильном направлении и только в крайних случаях прибегать к запретам или инструкциям. Если отношения складываются плохо, значит, родители не уделяли ребенку должного внимания на предыдущих этапах развития.
Стоит отметить, что на каждом этапе жизни человека родители являются примером для него как личности. По этой причине с детства большинство людей в своем поведении подражают своим родителям, которые с пеленок дают ей одно из величайших человеческих проявлений — родительскую любовь. Эти отношения имеют большое значение для ребенка, так как влияют на формирование характера, взглядов, поведения, отношения к людям и в целом на развитие его личности.
Благодаря эмоциональной связи родители, которые любят и понимают свои обязанности, с раннего возраста формируют нормы и стиль поведения своего ребенка, объясняют ему мир человеческих ценностей и учат, что можно и чего нельзя делать. В процессе развития ребенок усваивает эти приказы, запреты и установки так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей [2].
В целом стоит обратить внимание на то, что проблема детско-родительских отношений определяется сложностью предметной структуры, которая включает в себя все многообразие форм взаимоотношений между детьми и родителями, а также нарушениями во взаимоотношениях. которые влияют на благополучие ребенка в семье и его формирование как личности.
Таким образом, можно констатировать, что для успешного развития и взросления ребенка родители должны выбрать правильные методы воспитания, осознать все проблемы супружеских и детско-родительских отношений, гармонизировать влияние семьи на воспитание ребенка. ребенок. В результате этого «симбиоза» индивидов в семье создается личная микросреда, характерная только для этой семьи.
К основным аспектам гармоничного развития семьи относятся следующие факторы: семейные традиции и обычаи, уважение к мнению каждого члена семьи, благоприятный морально-духовный климат, соблюдение норм внутрисемейного поведения.