Караханян К. Г. Влияние мотивации и воли на процесс эффективного обучения студентов / К. Г. Караханян. — Текст: прямой // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1370/ (дата обращения: 25.10.2021).
В статье рассматриваются психолого-педагогические детерминанты эффективного процесса обучения студентов, к которым относятся сила воли и мотивация к обучению. Отсутствие комплексного подхода в психолого-педагогической работе, направленного на формирование волевых характеристик личности студента, определяет актуальность темы.
Ключевые слова: учебная деятельность, студенты, успеваемость.
Ключевые слова: учебная деятельность, студенты, результаты обучения.
Как отмечают авторы наиболее комплексных исследований психологических характеристик студентов, основным фактором, определяющим успешность учебной деятельности, является не выраженность индивидуально-психологических характеристик личности, а их структура, в которой волевые характеристики играют ведущую роль. . По мнению В.А. Иванникова, человек проявляет свои волевые особенности, когда он совершает действие, изначально недостаточно мотивированное, т. Е. Уступая место другим действиям в борьбе за «поведенческий выход» [1]. Механизм волевого действия можно охарактеризовать как выравнивание дефицита исполнительной мотивации за счет намеренного усиления мотива данного действия и ослабления мотивов соревновательных действий. Это возможно, в частности, в результате придания действию нового смысла.
Прямые исследовательские методы измерения волевых характеристик личности еще не разработаны, но их можно оценить косвенно, например, с помощью показателя мотивационных тенденций «настойчивость в достижении цели». Нет сомнений в том, что успех в обучении связан с личными волевыми качествами, но большая проблема состоит в том, чтобы спроектировать учебный процесс таким образом, чтобы учащимся приходилось как можно меньше преодолевать себя, заставлять себя участвовать в учебной деятельности. Нельзя полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам ученика, но также недопустимо обвинять во всех проблемах и недостатках в организации учебного процесса лень и безволие у учеников. Мотивация к обучению должна заключаться в самой учебной деятельности или быть как можно ближе к процессу обучения. Этого можно добиться двумя способами. Первая и самая важная из них — сделать процесс обучения максимально интересным для учащегося, принося ему удовлетворение и даже удовольствие; помогая студенту развить такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности [2].
В исследовании выделяются две группы условий, влияющих на успех в обучении: внешние и внутренние. Внутренние условия включают возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы студентов; особенности учебного процесса. Внешние условия включают характер отношений с конкретным учителем; общий характер отношений, принятых в данной группе; отношение родителей или других лиц к самому процессу.
Следует отметить, что отношение родителей к образовательному процессу в вузе меняется с умеренно безразличного к заинтересованным. Это потому, что большинство родителей платят за обучение. Они начинают понимать, что дают деньги на учебу, а не на диплом, и поэтому требуют качества.
Это условие сейчас довольно эффективно влияет на академическую успеваемость студентов.
Индивидуальные черты могут включать способность принимать решения, автономию и ответственность. Способность принимать решение зависит от ученика с учетом внешних условий действительности, его собственных способностей и ценности того, что выбрано. По мнению Б. В. Кайгородова, приспособление реальности к собственным возможностям происходит через понимание себя и своего уровня развития. Поэтому интересно исследовать взаимосвязь между успешностью обучения и уровнем развития самопонимания учащихся.
Успех обучения напрямую связан с внутренними и внешними условиями, в которых происходит познавательная деятельность студентов. Поэтому задача учителя — создать в группе необходимые условия для дидактической работы, здоровый психологический климат, благоприятную для образовательной среды [3].
Формирование «общего настроения», ответственного отношения к учебе, вооружение учащихся навыками рациональной мыслительной работы и организация самостоятельной работы не должны оставаться вне поля зрения учителя. На практике принято считать, что очевидно, что поступающий в вуз студент должен серьезно относиться к науке, поэтому это направление часто не отражается в планах работы преподавателя. Но в реальной жизни это не так. Университет спроектирован с учетом высокого уровня прилежания студентов, но отсутствие строгой системы школьного контроля означает, что некоторые молодые люди после сдачи вступительных экзаменов не готовы к ответственному подходу к обучению. Навыки и привычки добросовестной дисциплины, которые они приобретают в школе, иногда не закрепляются в высшем образовании. Таким образом, воспитание учеников — не менее важная часть работы учителя.
Наиболее важным фактором, определяющим успешность обучения в высшей школе, является характер мотивации к обучению, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямо делят мотивацию к учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последним когнитивные, профессиональные и даже моральные мотивы. Такая интерпретация приводит к простой и почти однозначной взаимосвязи между положительной мотивацией и академической успеваемостью. Более разнообразный анализ мотивов учебной деятельности выделяет направленность на получение знаний, приобретение профессии и получение диплома. Существует прямая корреляция между ориентацией на обучение и успешностью обучения [4].
В случае двух других типов ориентации такой зависимости не обнаружено. Студенты с ориентацией на обучение характеризуются высоким уровнем систематичности обучения, целеустремленностью, сильной волей и т. Д. Профессионально ориентированные люди часто делают выбор, разделяя дисциплины на «необходимые» и «ненужные» для своего профессионального развития, что может повлиять на успеваемость. Ориентация на диплом делает студентов еще менее требовательными к подбору ресурсов на пути к его получению — нерегулярные занятия, «штурм», карты и т. Д.
Поэтому в современной психолого-педагогической литературе выделяют несколько условий для эффективного обучения. Все они по-разному влияют на процесс обучения и результат. Возможность для студентов формировать собственный индивидуальный план на основе свободного выбора становится одним из эффективных механизмов психологического воздействия. Он заключается в комфортном темпе работы обучаемого, определении его способностей, гибком построении содержания обучения, интеграции различных видов и форм, достижении высокого уровня конечных результатов и развитии творческого, инновационного мышления [5]. Отношения между участниками педагогического процесса становятся совместными, а управленческая деятельность на всех уровнях трансформируется с субъект-объект на субъект-объект на рефлексивной основе. При этом используется личностно-ориентированный подход в обучении, который дает положительные результаты, значительно активизирует учебно-воспитательные функции педагогического контроля, создает необходимый мотивационный стимул и активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, развивает самопонимание в их, тем самым повышая успешность обучения и отношение к будущей профессии.