Казалось бы, очевидно, что семейное и социальное воспитание напрямую влияет на формирование и развитие ребенка. Однако часто мы не обращаем на это внимания, совершая большую ошибку. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней ребенок растет и с первых лет жизни осваивает нормы межличностных отношений, впитывая в себя и добро, и зло из семьи, все, что характеризует его семью. По мере взросления дети дублируют в своей семье все, что было в семье их родителей.
Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, которое дает ей безопасность в контактах с внешним миром. Дети обретают веру в собственные силы, страхи и страхи исчезают.
Образцы родительского поведения также играют важную роль. Дети часто подражают поведению других людей, особенно тех, с кем они находятся в тесном контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как другие, а отчасти бессознательная имитация, которая является аспектом отождествления с другим человеком.
Семья играет важную роль в жизненном опыте ребенка. То, насколько родители предоставляют своим детям возможность учиться в библиотеках, посещать музеи и отдыхать в сельской местности, определяет их базу знаний. Также важно много разговаривать со своими детьми. Те дети, у которых больше опыта, будут лучше других адаптироваться к новой среде и положительно отреагируют на изменения вокруг них.
Таким образом, можно сказать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка познавательной и творческой активности, поощрение познавательной активности и наблюдение за успехами ребенка способствуют развитию его интеллектуальных и творческих способностей.
Семья — важный фактор в формировании дисциплины и поведения ребенка. Родители влияют на поведение своего ребенка, поощряя или осуждая определенное поведение, а также применяя наказания или разрешая приемлемую степень свободы поведения. Ребенок учится у родителей, что ему делать, как себя вести.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды и представления. Развитие ребенка зависит от того, насколько хороши условия для общения в семье; Развитие также зависит от четкости общения в семье.
Для ребенка семья — это резервуар, кладезь знаний и шаг к взрослой жизни. Именно в семье ребенок приобретает основы знаний об окружающем мире, и если у родителей высокий культурный и образовательный потенциал, то на протяжении всей жизни они приобретают не только основы, но и саму культуру. Семья — это определенный морально-психологический климат, а для ребенка это первая школа межличностных отношений.
Семейное воспитание имеет широкий спектр воздействий: оно длится на протяжении всей жизни человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Также могут возникнуть трудности, противоречия и неудобства в семье, связанные с учебным взаимодействием. Наиболее частыми негативными факторами семейного воспитания, которые следует учитывать в образовательном процессе, являются:
— недостаточная подверженность факторам материального порядка, избытка или недостатка вещей, приоритета материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармонии материальных потребностей и возможности их удовлетворения, балования и порчи семейного хозяйства;
— Бессердечие родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;
— авторитаризм или «либерализм», безнаказанность и прощение;
— Безнравственность, наличие аморального стиля и тона в семейных отношениях
— отсутствие нормального психологического климата в семье;
— фанатизм во всех его проявлениях;
— педагогическая грамотность;
— Противозаконное поведение взрослых.
Исходя из специфики семьи как личной среды развития личности ребенка, следует выстраивать систему принципов семейного воспитания:
— дети должны расти и воспитываться в атмосфере добра, любви и счастья;
— Родителям необходимо понять и принять своего ребенка таким, какой он есть, и помочь ему развить в нем самое лучшее;
— воспитательное воздействие должно быть адаптировано к возрасту, полу и личности;
— диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к человеку и высоких ожиданий к нему должно лечь в основу семейного воспитания;
— личность самих родителей — идеальный образец для подражания для детей;
— Образование должно основываться на положительных качествах развивающейся личности;
— все мероприятия, организованные в семье для развития ребенка, должны быть основаны на игре;
— Оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти правила можно расширять и дополнять, но самое главное, что они должны быть.
Валерия Кононок, педагогический психолог, Городской центр психолого-педагогической поддержки, МГДиМ